Цель этой серии публикаций взглянуть на современный Израиль глазами израильских интеллектуалов. Мы ведь обычно ориентируемся на картинки, которые нам рисуют наши бывшие соотечественники - русскоязычные израильтяне. Многие, если не большинство, русскоязычных израильтян чрезмерно заражены чувством собственного величия, а так как других мы не знаем - создается впечатление, что это и есть Израиль.
К счастью, это не так. Многие общественные деятели, политики, писатели, научная элита все чаще выступают против режима сегрегации.
В отличие от традиционных противников существования израильского государства – хасидов и других ортодоксальных иудеев, еврейские интеллектуалы не отрицают права на существование Израиля в принципе, но выступают с жесткой критикой его существования в нынешнем виде.
Я уже писал о работах профессора Тель-Авивского университета Шломо Занда, к. ист. наук А. Кирпиченка, Ярон Ядана, Исраэля Шамира, профессора Эллы Шохат. Это, конечно, далеко не полный перечень – критиков современного Израиля гораздо больше
На них обрушивает свой гнев автор статьи на сайте партии Агвидора Либермана "Наш дом Израиль":
«В израильском обществе все больше укореняется «дурная привычка» по любому поводу и без повода, в политической дискуссии или полемическом запале использовать такие понятия, как «фашизм», «нацизм» … и т.п. Разрушен дом террориста? Нацисты. Призыв в армию ешиботников? Холокост. Снос незаконного поселения? Фашисты, – сетует официальный ресурс израильских правых и продолжает, – Даже профессура и уважаемые общественные деятели умудряются использовать эти понятия для определения той или иной политики, которая не соответствует их воззрениям».
Этим, как считает автор статьи, молодежи навязывается ощущение, что Израиль уже своим существованием является «воплощением вселенского зла», и сионизм хуже нацизма. Особенно его возмущают левые, которые «не удерживаются на грани дозволенного и опускаются до сравнения «оккупации» и антитеррористической деятельности с массовыми депортациями и убийствами нацистов. При этом, и что хуже всего, звучат эти аналогии из уст интеллектуалов – людей известных и влиятельных».
Статья была написана в 2014 году, и объясняла необходимость принятия закона по противодействию таким высказываниям.
Но не думаю, что ситуация с тех пор изменилась. Лучшие умы Израиля выступают с гораздо более жесткой критикой в его адрес, чем можем себе позволить мы.
Например, ныне покойный профессору Иешиягу Лейбович назвал израильских военнослужащих иудо-нацистами и пустил этот термин в оборот, – говорится в статье.
Профессор Неве Гордон называет Израиль государством протофашизма, профессор Моше Циммерман сравнивает солдат ЦАХАЛа с нацистами, и детей поселенцев – с гитлерюгендом.
А религиозный еврей профессор Джонатан Боярин вообще заявил: «Как христианство умерло в Освенциме, Треблинке и Собиборе, так и мой иудаизм умер в Наблусе (Шхем), Дехейше, Битине (Бейт-Эль) и эль-Халиле (Хевроне)».
Его идеи разделяет и профессор Тель-Авивского университета Ури Хадар: «Сцены вторжения израильской армии в Газу в 2008 году вызвали в моем воображении Освенцим. Я словно очнулся и сказал себе: «О да, мы нашли жертвенного ягненка – народ Газы».
Есть еще профессор Одед Регева, но его слова про раввинов, Геббельса и перспектив на будущее я даже не рискну повторить. «Quod licet Iovi non licet bovi».
Однако называть Израиль классически фашистским или тем более нацистским государством неправильно. Было бы это так, все вышеперечисленные сидели бы по концлагерям, а не преподавали в университетах. Все гораздо сложнее. Израиль классическое либеральное государство. А классический либерализм – это Локк.
У нас из Джона Локка вспоминают только про «природное право человека на жизнь, свободу и собственность». Но мало кто вспоминает, что этим правом Локк не наделял ни африканских рабов, ни индейцев. Да и как иначе, если он был работорговцем – акционером работорговой «Royal African Company».
Поэтому нет ничего удивительного, что при составлении конституции Каролины отец и икона либерализма яростно отстаивал ее рабовладельческие статьи. Причем, есть мнение, что именно перу Локка принадлежала самая отвратительная ее статья о «абсолютной арбитражной власти рабовладельца над жизнями, привилегиями его рабов и их потомством», которая вошла в нее в чуть измененном (по форме) виде.
Индейцев же он призывал просто уничтожать, чтобы отдать их земли поселенцам, которые сумеют ею распорядиться лучше. Если там, где пасется сто бизонов можно пасти тысячу коров, значит нужно отнять землю у охотников-индейцев и отдать белым скотоводам.
Вам это ничего не напоминает? Не слышали от израильтян: «мы осушили эти болота, мы превратили пустыню в сад, поэтому это наша земля»?
Таким образом, либерал Локк на столетия вперед создал идеологическое обоснование особых привилегий одних людей за счет других, в соответствии с их эффективностью. Что мы и наблюдаем сегодня в Израиле.