Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🇩🇪📰(+)Tagesspiegel: «Антиамериканизм справа и слева: клей, скрепляющий фронт инакомыслящих» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Tagesspiegel в статье «Антиамериканизм справа и слева: клей, скрепляющий фронт инакомыслящих» вопрошает, неужели США виновны во всех бедах мира? [да, в общем, да — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. В Германии антиамериканизм очень популярен в крайне правых и левых кругах. Эксперты говорят, что он небезобиден. Уровень упоротости и русофобии: высокий 🔴

Автор: Мария Фидлер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

Подпишись на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Telegram — и первым читай переводы самых интересных публикаций немецких СМИ и комментариев немецких читателей.

© Action press/Zuma Press/Sachelle Babbar
© Action press/Zuma Press/Sachelle Babbar

В прошлом году в День немецкого единства Бьёрн Хёке выступил с программной речью перед тысячами сторонников в Гере. В ней лидер тюрингской AfD объявил войну в Украине, начатую Путиным, войной между Россией и США, между двумя системами ценностей. Это была война между «традиционным Востоком» и «глобалистским Западом».

Россия, пояснил Хёке, выступила против «замалчивания традиций и истории», «против бесконтрольной иммиграции, против превращения своих народов в безликую массу идеально материализованных потребительских фашистов». США, с другой стороны, являются сердцем «радужной империи», которая продвигает «уничтожение нации посредством массовой иммиграции», которая «объявила войну мужчинам и женщинам» и для которой больше нет ничего святого [а что он не так сказал? 🤔 — прим. «МП»].

Речь была не только явно пророссийской. Примечательным был также антиамериканизм Хёке, который заставил сторонников перед сценой слушать с восторженным вниманием. Речь показала, насколько девальвация США связана с крайне правыми кругами.

И именно этот антиамериканизм является одной из причин, по которой тысячи людей, как левых, так и ультраправых, недавно пришли на «Митинг за мир» Сары Вагенкнехт. «Антиамериканизм может стать основой для перекрёстного фронта и для союзов между левыми и правыми», - говорит Хайко Байер. Профессор Дюссельдорфского университета написал книгу о социологии антиамериканизма.

Такие деятели, как Юрген Эльзассер, главный редактор крайне правого журнала Compact, использовали это стратегически. Эльзассер давно мечтал о перекрёстном фронте между правыми и левыми. Недавно он изобразил Вагенкнехт на обложке своего журнала под заголовком «Лучший канцлер - кандидат для левых и правых». Эльзассер организовал демонстрацию в Лейпциге под лозунгом «Ami go home». Она провалилась [да ну?! Десятки тысяч человек на демонстрации — это значит «провалилась»? Ну и лицемерие! — прим. «МП»], но всё же показала, как крайне правые пытаются мобилизовать антиамериканизм за пределами своей собственной сцены.

На прошлой неделе в Бундестаге лидер AfD Тино Хрупалла обвинил федеральное правительство в сжигании «стабильных мостов» с Россией. Он призвал не вмешиваться в войну. И он сказал, что в этой войне есть только один победитель: «Это США». Хрупалла говорил о «оккупантах из Америки». Он не осудил российские зверства в Украине.

Как слева, так и справа бытует мнение, что США и НАТО провоцировали Россию до тех пор, пока ей не пришлось вступить в войну. В этом нарративе Россия-агрессор предстает в роли жертвы, а США - в роли настоящего преступника [а что не так-то? 🤔 — прим. «МП»].

На митинге Вагенкнехт и активистки за права женщин Алисы Шварцер у Бранденбургских ворот можно было увидеть таблички с надписями «НАТО - настоящий агрессор» или «Янки, идите домой». Муж Сары Вагенкнехт Оскар Лафонтен недавно опубликовал книгу под названием «Ами, пора уходить».

Но почему антиамериканизм так привлекателен? «Антиамериканизм считается наиболее социально приемлемым предрассудком», - говорит Бейер. «Он основан на обесценивании того, что считается по сути американским». Это отличает его от простой критики Америки.

Бейер объясняет, что антиамериканизм имеет экономическое, культурное и политическое измерение. Существуют антикапиталистические течения как слева, так и справа. «США рассматриваются как pars pro toto для капитализма», - говорит Бейер [pars pro toto (лат.) — букв: «часть вместо целого». Риторический приём, когда для обозначения предмета называется его часть: например «вымпел» в значении «корабль» — прим. «МП»]. Кроме того, существует культурное неприятие США: Америка воспринимается как «неаутентичная, искусственная, в то время как Восток воспринимается как аутентичный». В политическом плане это неприятие имеет разные причины. «Для правых Америка слишком многонациональна, либеральна и гетерогенна. Левые, напротив, считают Америку слишком авторитарной».

Среди демонстрантов на митинге Вагенкнехт, однако, было много пожилых людей, очевидно, сторонников старого движения за мир 1980-х годов. «В рамках движения за мир антиамериканизм обладает наибольшим мобилизационным потенциалом - и здесь он также достигает середины общества», - говорит Байер.

Первые крупные, действительно антиамериканские массовые демонстрации состоялись в движении за мир в 1980-х годах, а затем против войны в Ираке. Речь шла не только о критике внешней политики США. «В движении за мир Америка традиционно рассматривается как самый большой разжигатель войны в мире» [а что не так-то? 🤔 — прим. «МП»].

Однако антиамериканизм также особенно распространён на Востоке. По поручению аналитического центра Progressives Zentrum и Фонда Бертельсманна две исследовательские группы из Технического университета Дрездена опросили участников организованных правыми «понедельничных демонстраций» в Хемнице и Гере. По словам авторов исследования, национализм, глубоко укоренившееся недоверие к политическим деятелям, а также антиамериканизм были заметны в интервью.

Это сыграло важную роль в пересечении левых и правых среди опрошенных, говорит Эрик Фольманн из Дрезденского университета, политолог, участвовавший в исследовании. Многие участники демонстрации чувствовали себя оставленными позади, проигравшими от глобализации и капитализма. «США предлагают себя в качестве образа врага. Этот образ врага гораздо более распространён среди пожилых людей».

Здесь также играет роль социализация в ГДР. «На Востоке существует культурная идентификация с Россией, особенно среди пожилых людей», - говорит Фольманн. «В сознании многих США по-прежнему являются врагом системы. В то же время есть ощущение, что мы знаем, насколько сильна Россия, и боимся».

Флориан Ранфт из Прогрессивного центра, однако, считает, что антиамериканизм не был решающим фактором в мобилизации на эти понедельничные демонстрации. Решающим фактором, по его словам, было недовольство политической системой. На вопрос о политических деятелях, которым они доверяют в поиске решений текущих проблем, многие участники назвали: лидера AfD Алису Вайдель и левого политика Вагенкнехт.

Но даже если не антиамериканизм гонит людей на улицы, он играет решающую роль в качестве цемента между левыми и правыми. Социальный психолог Пиа Ламберти из некоммерческой организации Cemas говорит о «функции шарнира».

Она также предупреждает, что антиамериканизм отчасти сопровождается конспирологическим мышлением. «США, которые воспринимаются как превосходящая сила, обвиняются в зловещих мотивах. Это часто включает антисемитские образы: еврейские менеджеры с восточного побережья США, которые якобы управляют судьбами всего мира».

Антиамериканизм может стать воротами к антисемитизму, говорит Бейер. Неправильно тривиализировать это явление [отлично, просто отлично! Антиамериканец — значит антисемит! Вот, куда они ведут!.. Ну что ж, сыграем в эту игру 😀 — прим. «МП»].

@Mecklenburger_Petersburger

Мекленбургский Петербуржец в:

Telegram

Яндекс.Дзен

Sponsr.ru

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец»🔴🟠🟡🟢🔵