В раннем детстве мозг и тело созревают, а привязанность к тем, кто ухаживает за ребенком, и другой жизненный опыт дают новые знания, которые помогают приобретать более комплексные способности к саморегуляции.
Обучение саморегуляции происходит за счет корегуляции со стороны ухаживающих взрослых, что создает основу для дополнительных адаптивных способностей на протяжении всей жизни человека. Саморегуляция облегчает достижение личных целей и целей в отношениях. Развитие саморегуляции включает в себя приобретение и укрепление психобиологических способностей, необходимых для достижения не только личной безопасности, но и автономии, физического роста и здоровья, более развитой и последовательной идентичности «я», отношений со значимыми людьми и сверстниками, академических и профессиональных достижений.
Саморегуляция включает в себя несколько адаптивных процессов:
1.Аттенциональную гибкость – это способность переключаться, отвлекаться и вновь концентрировать внимание
2.Тормозной контроль – способность удерживать или уменьшать неоптимальное поведение или мысли
3.Контроль усилий – способность намеренно фокусировать внимание и участвовать в решении проблем, планировании и действиях, направленных на достижение цели
4.Рабочую память – способность удерживать новую информацию, делать выводы и принимать решения, а также формировать долгосрочные воспоминания и извлекать их при необходимости
5.Эмоциональную регуляцию – способность осознавать эмоции, регулировать их интенсивность и валентность, а также активно участвовать в определении их смысла и при преодолении или репаративном поведении
6.Осознанность – способность осознавать внутренние физиологические, эмоциональные и ментальные состояния, принимать их без осуждения.
Мозг человека, кто рос в ситуации физического, психоэмоционального или сексуализированного насилия, направляет все свои усилия на формирование режима выживания, влияя на всю сеть адаптивных процессов. В более мягкой форме, но похожие процессы происходят и у тех людей, кто перенес тяжелое длящееся травматическое событие и во взрослом возрасте. Поэтому, тренинг навыков саморегуляции – очень важна составляющая психотерапии. В ряде случаев – обязательная.