Все эти открытки – работы моего друга, классика советской открытки Лидии Марковны Маниловой. Почему-то мне показалось хорошим делом рассказать о ней в этот день, 8 марта.
В 1990-е годы, мне еще не было 30 лет, у меня была небольшая фирма в технической сфере. Но простой бизнес казался мне скучным, хотелось делать что-то доброе, и я решил заняться еще и выпуском открыток. Тем более, что тогда они почему-то пропали из продажи.
Так мы познакомились с Лидией Марковной и вскоре стали настоящими друзьями, я часто ночевал у нее, когда мне нужно было остановиться в Москве.
Ей было уже много лет, она все хуже видела, это мешало ей работать, ведь настоящая открытка – это миниатюра, которая выполняется в натуральную величину. И ходила она уже с трудом. Но при этом оставалась чрезвычайно непосредственным, жизнерадостным, даже восторженным человеком. Ее увлекала политика, искусство, всякое в телевизоре, молодые охранники ночного клуба под ее окном.
Я понял, что какими бы неестественно солнечными и милыми ни казались персонажи ее открыток, они настоящие: она сама такая. Не часто она рисовала Деда Мороза и других взрослых персонажей - до конца своих дней она не стала для этого достаточно серьезной. Ее персонажи - разнообразные зверята.
Ей хотелось сделать очень многое для людей, для страны, но возможностей уже не было. Все, что она могла сделать для блага России – она крестилась – да, именно с такой целью, - хотя происходила из знаменитого еврейского рода Якобсон.
Увлечение выпуском открыток закономерно стало одной из причин краха моего маленького бизнеса, но тесные отношения с Л.М. мы поддерживали до самой ее смерти. Смерть ее была связана с деятельностью черных риэлтеров, которым, к огорчению Миши, и досталась трешка в Старом доме на Зубовском бульваре…
Не хотелось заканчивать то, что начиналось как поздравление, на грустном. Квартиру в любом случае никто из нас с собой Туда не возьмет. Зато Лидия Марковна перед смертью успела первый раз в жизни поисповедаться и причаститься. В предыдущие годы я много раз пытался ей с этим помочь, но она каждый раз отказывалась в последний момент…