Мало кто понимает, в чем именно он заключается. Расскажем на примере конфликта, который произошел с Сашей из нашей Школы.
Дети конфликтуют друг с другом – и это нормально.
Конфликт - двигатель прогресса и залог эмоционального роста ребенка. Но, есть у конфликтов и темная сторона. Она заключается в том, что дети находятся в напряжении, испытывают психологический дискомфорт. Поэтому, очень важно не оставлять ребенка один на один с самим собой после конфликта, а помочь ему выйти оттуда с максимально положительными эмоциями, освободиться от накопившейся обиды и злости.
Сегодня мы разберем на реальном примере, ситуацию, которая произошла с одним из наших учеников, и как мы смогли выйти из нее с пользой для всех участников.
Ребенок (назовем его Саша) играл с девочкой в игру на предлоги. Проигрывал, никак не мог это принять, ему было обидно до слез. Началась истерика и импульсивные действия, фразы «Хочу уйти из школы». Мы, взрослые, понимаем: если такая реакция есть в игре и в принципе есть у Саши, то она влияет на него во всем. И будет точно также влиять на его поведение на уроках и в любой другой ситуации, которая будет для него конкурентной.
Сашу моментально забрал под крыло тьютор. В ходе беседы кроме болезненного отношения к проигрышу тьютор определил у него еще 2 установки:
1. Девочкам надо уступать.
2. Младшим надо уступать.
Буквально это прозвучало: «Она девочка, а я младше и что теперь делать?» Во всей этой ситуации у Саши четко отслеживается когнитивный конфликт.
- Самооценка и самоценность. Саша уверен, что если он проиграет, то с ним что-то не так.
При этом Саша думает, что:
2. Я должен проиграть и уступить девочке.
3. Но, я же младше девочки, и поэтому это она должна уступить мне.
А ведь такая ситуация может возникнуть и на уроке с учителем. Очень важно в этом случае «закрыть» ситуацию и помочь ребёнку здесь и сейчас, а также обсудить с методистом и учителями долгосрочный план работы с ребенком.
Тьютор обсудил с Сашей, в каких случаях и кому действительно нужно уступать и почему (беременным, старикам, слабым). А также проиграли весь сценарий этой ситуации, собрали в огромный мешок всю обиду и выкинули (нарисовали, смяли и выбросили). В результате чего Саше моментально полегчало, и он даже захотел есть.
Возвращаясь к понятию индивидуальный подход хочется отметить, что:
1. Мы знаем профиль Саши и понимаем, что с ним работает прямая спокойная логика.
2. Мы заранее обсуждаем на уроках с ним и с классом будущие учебные ситуации соревнования. Это знание и работа с ним на регулярной основе в похожих ситуациях привели к тому, что Саша научился прогнозировать свою реакцию. В результате получалось не допустить ситуацию с конфликтом или подготовить ребенка к ней.
3. В ситуации стресса внимание такого ребёнка важно переключить, поэтому учитель договаривался с ним, что он будет не плакать, а задавать вопрос. И теперь, если учитель видит у него глаза на мокром месте, просто напоминает «Задай вопрос!». И это реально помогает!
Помимо этого всем, кто работает у Саши в классе были даны инструкции:
1. Искренне хвалить и спокойно замечать старание.
2. Включать прямую логику спокойным тоном, полным любви и принятия, только тогда он понимает и принимает сразу.
Как вы думаете, каким был результат такой системной работы и индивидуального подхода к Саше? Для нас - ошеломляющий! Саша рванул в осознанности, внимательности, трудолюбии и аккуратности. Сейчас на всех уроках он ловит каждое слово учителя. Это теперь самый благодарный ученик в плане обратной связи и желания взаимодействовать.
Эта работа велась с ним с начала учебного года. И разница тогда и сейчас просто колоссальная. Это всего лишь один из сотен кейсов нашей школы. Каждый ребенок для нас виден и важен!