Еще одна роль или позиция, которую могут занимать дети из семей с нарциссичными родителями, - роль «козла отпущения» или «неудачника».
- Исходя из нарциссической динамики, описанной Отто Кернбергом, в основе такой структуры личности лежит, основанное на расщеплении, патологическое грандиозное Я. Оно образуется в результате того, что все положительные репрезентации (образы или черты, как себя самого, так и других людей) приписываются себе самому. Поскольку все «хорошее» оказывается сосредоточено в себе, возникает необходимость избавиться от «всего плохого». Часто таким «контейнером» для негативных репрезентаций становится кто-то из близких людей, например, ребенок.
- В результате, родители начинают видеть в ребенке то, что им не хотелось бы видеть в себе. Это могут быть черты характера (лень, упрямство, нерешительность, безответственность и т д), конкретные эмоциональные переживания (тревога, гнев, печаль, раздражение и т д), поведенческие проявления («неправильный» выбор друзей, занятий, внешнего вида и т д).
- Поскольку идентичность ребенка еще находится в процессе формирования, ему довольно сложно противостоять такому потоку проекций. Кроме того, его собственная система оценок и убеждений также еще только складывается, что вынуждает его в той или иной мере опираться на оценки родителей. Здесь можно увидеть, как важные для развития потребности ребенка (потребность быть увиденным и потребность получить ценностные ориентиры, понять, что хорошо, а что плохо) сталкиваются с очень специфическим откликом со стороны родителей.
- Так как ребенок не может отказаться ни от своих потребностей, ни от откликов, которые получает, он оказывается в ситуации, где нет «хорошего выбора». Поэтому он так или иначе «соглашается» с предлагаемым ему родителями «плохим образом». И использует его для того, чтобы объяснить себе отношение родителей к нему («я плохой, поэтому заслуживаю плохого обращения»). Параллельно с этим, ребенок может продолжать попытки подстроиться, измениться, что-то в себе улучшить, добиться чего-то в надежде когда-нибудь «заслужить» другое отношение.
- Кроме того, ребенок привыкает ощущать себя причиной любого плохого настроения родителей и их негативных реакций, что в будущем приводит к большим сложностям в распределении ответственности в отношениях. Вырастая, такой человек часто бывает дезориентирован: он может тратить огромное количество ресурсов на то, чтобы заботиться о настроении и состоянии окружающих, при этом не умея справляться со своими собственными реакциями. Нередко, будучи взрослыми, такие люди выбирают партнёров с неустойчивым эмоциональным состоянием, невольно повторяя привычные «правила игры».
- Внутри может сохраняться ощущение «хождения по тонкому льду», когда нельзя предсказать, что именно в твоем поведении может вызвать упреки или гнев родителей. При этом возникает желание сжаться и привлекать как можно меньше внимания. Оно может иногда чередоваться с собственными вспышками гнева, которые впоследствии лишь укрепляют собственное ощущение «плохости».
- У них проявляются большие сложности со способностью поддерживать нормальный уровень самоуважения, поскольку он во многом остается привязан к внешним откликам. Такая ситуация сохраняется, т. к. и во взрослом возрасте будет актуальна не только неудовлетворенная потребность в безусловном принятии, но и в адекватном условном принятии, когда какие-то действия и достижения оценивались бы как достаточные и успешные.
- Это, в свою очередь, может приводить к сложностям в социальной адаптации. С одной стороны, на эмоциональном уровне иногда единственной безопасной ситуацией начинает быть ситуация «совсем без людей». С другой стороны, на уровне социальных взаимодействий, именно из-за отсутствия адекватного условного принятия, человеку может быть сложно оценить, сколько реально стоит его время, усилия, знания, труд, опыт и прочие навыки.
Если описать эту роль, по аналогии с предыдущим случаем, то это сделка: «отношения как таковые в обмен на отказ собственной ценности»
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на мой телеграм-канал
https://t.me/psychology_of_aliveness
Запись на консультацию @pershikova_psychoanalyst
Автор: Першикова Лариса Евгеньевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru