6 марта 1975 года свой первый полет совершил самолет Як-42. Первая опытная машина с б/н СССР-1974 значительно отличалась от серийных машин, например у нее было "прямое" крыло, напоминающее конфигурацией крыло старшего брата Як-40.
Следующие предсерийные машины уже имели стреловидное крыло, одна из них стоит на территории учебного аэродрома "Смышляевка" бывшего КуАИ, в качестве учебного пособия. Як-42, регистрационный номер СССР-42309. Борт построен в 1976 году на Московском машиностроительном заводе "Скорость", заводской номер №427401005, серийный номер 00-05.
Одна из первых серийных машин СССР-42304, построенная в 1978 году на Саратовском авиационном заводе, в 1979 году он участвовала в авиасалоне в Ле-Бурже. С сентября 1981 года она выставлена на ВДНХ СССР в Москве.
На фото ниже кабины предсерийного ЯК-42 СССР-42309 и "Газпромовского" Як-42, RA-42451, построенного в июле 1997 года.
Регулярная эксплуатация самолета на линиях Аэрофлота началась в 1980 году. Но авиакатастрофа 28 июня 1982 года под Мозырем, на два года остановила летную эксплуатацию машины. После проведенных доработок конструкции лайнер вернулся на линии, но так и не стал массовым.
За годы серийного производства с 1977 по 2003 год было построено всего 183 машины, многие из которых до сих пор эксплуатируются в гражданской авиации.