Как велосипедистки изменили мир
"Позвольте мне рассказать вам, что я думаю о велосипеде. Я думаю, езда на велосипеде эмансипировала женщин больше чем, что-либо еще в мире. Я стою и радуюсь каждый раз, когда вижу женщину на велосипеде. Это дает женщинам чувство свободы и уверенности в своих силах".
Съюзан Б. Антони, писательница, 1896 г.
«Раньше я думал, что самое худшее, что может сделать женщина, - это курить, но передумал.
Худшее, что я видел в своей жизни, - это женщина, едущая на велосипеде».
(Так корреспондент Chicago Tribune 25 июля 1891 г. заявил в своей колонке. А еще он пообещал своей будущей невестке сделать ее жизнь безрадостной, если она проявит "малейшую склонность к велоспорту".)
Даже если бы мой канал изначально никак не был связан с велоспортом, я все равно не знаю другой темы, которая бы настолько выражала - прямо-таки олицетворяла - суть Международного женского дня. И нет, я, разумеется, не про "быть нежными, желанными, почаще улыбаться и хранить домашний очаг". Я об историческом значении 8 марта - солидарности женщин в борьбе за свои права. Переведу для тех, чье мужское достоинство страдает от этой формулировки: в борьбе за права человека, которых женщины веками были лишены.
И кто бы мог подумать, что велосипед сыграет в этом деле одну из ведущих ролей.
Конец XIX — начало XX века — эпоха обретения европейскими женщинами свободы передвижения. Женщины сели на велосипеды! Это скандализировало почтенную публику: в газетах печатали сатирические стихи, в которых высмеивались дамы-велосипедистки, а английский журнал Punch постоянно публиковал на них карикатуры.
Барышня, решившаяся на невинную велопрогулку, нарушала массу канонов, включая "самый смертный" из женских грехов - привлечение к себе внимания прохожих. Это было синонимом грубости и невоспитанности, как громкий разговор или размахивание руками.
Очевидно, что мода на велопрогулки неизбежно привела к возмутительному и непоправимому - революции в дамском платье.
Одна велосипедистка того времени вспоминала: «Моя длинная юбка досаждала мне и даже была опасной — представьте себе, каково наехать на камень, свалиться, и обнаружить, что юбка так плотно обмоталась вокруг педали или застряла в велосипедной цепи, что ее даже невозможно размотать». Женская мода становится полем оживленных дискуссий, возникает движение за реформу платья (Dress Reform).
А стиль одежды, в свою очередь, лишь констатировал гендерную катастрофу: на смену пассивному и статичному викторианскому идеалу «ангел в доме» приходит образ спортивной, мобильной женщины.
К слову, мешковатые брюки в турецком стиле (фактически, просто юбка, размеренная на две части) были "изобретены" еще в середине 19 века Амалией Блумер, но консервативное общество встретило эти шаровары с неприятием. Велосипедистки в штанах долгое время подвергались оскорблениям и физической агрессии.
Тем не менее, в 1881 году в Англии было создано "Общество рационального костюма". Рациональное платье должно было быть удобным и функциональным и, что существенно, не зависеть от сиюминутных модных тенденций. Сторонники рационального костюма критиковали тугие корсеты, тяжелые юбки, турнюры и узкие туфли на высоком каблуке. Они предлагали носить раздвоенные юбки-кюлоты, позволяющие, не нарушая общественных приличий, кататься на велосипеде.
Благодаря «изумительной стальной игрушке» женщины стали активно вторгаться в публичное пространство. Если раньше появляться одной на улице считалось предосудительным, то теперь женщина покидает приватную сферу и осваивает новые социальные амплуа.
Появляются модные места для велопрогулок. В Лондоне в 1890-е годы велосипедисты съезжались в Гайд-парк и в Баттерси-парк, и там же собирались зеваки, чтобы поглазеть на них. Особое внимание привлекала графиня Уоррик, завзятая велосипедистка, которая меняла по сезону цвет своего велосипеда. Весной она выезжала на бледно-зеленом велосипеде, летом — на белом, а осенью — на коричневом.
Казалось бы, звучит приятно и лояльно, но не тут-то было. Консервативное общество упорно не сдавало своих позиций: одинокая женщина (без мужского сопровождения) на велосипеде считалась дамочкой сомнительных моральных качеств и запросто могла стать жертвой словесной и физической агрессии.
Женщины были вынуждены кататься в компании мужчин-родственников или нанимать платных сопровождающих, для чего была специально создана Ассоциация компаньонок. Подобный расклад, естественно, нравился далеко не всем, и оптимальным решением оказалось вступление в велосипедный клуб.
Однако и здесь дело обстояло непросто: велосипедные клубы в Англии долгое время оставались мужской привилегией. В 1896 году клуб The Manchester Wheelers единогласно проголосовал против членства женщин. В 1890-е в некоторых клубах правила смягчились. Но при этом в клубах смешанного характера женщин все равно отстраняли от принятия решений и даже не допускали на некоторые выезды.
В 1895–1898 годах в Англии стали возникать чисто женские клубы и появилась крупная Ассоциация женщин-велосипедисток (Lady Cyclists Association — LCA). В женских клубах устраивали коллективные велопрогулки, что позволяло участницам не только безопасно проводить спортивный досуг, расширяя географию прогулок и дружеских связей, но и бороться за свои права.
Вишенкой же на торте в борьбе с женской велоэмансипацией стало повсеместное невежественное распространение дезинформации об опасных заболеваниях, которые якобы вызывает приверженность велопрогулкам.
Небольшое лирическое отступление. Я все-таки поражаюсь безграничности женского терпения и ироничного снисхождения к откровенному идиотизму. В эпоху первых пассажирских поездов в Америке, к примеру, бытовало убеждение, что матка вылетит из тела женщины, если та будет ездить на поезде. По мнению отдельных "светил медицины", женские тела не предназначались для движения со скоростью 80 км/ч.
Велосипед же, как не сложно догадаться, просто обязан был привести хрупкий женский организм (такой хрупкий, что способен выносить и родить человека) к физическому и психическому истощению и, - разумеется!!! - бесплодию. Вишенкой же на торте стали вполне серьезные медицинские статьи в солидных журналах (!) о том, что женщины будут страдать от необратимого искривления лица, если продолжат пользоваться велосипедами. Врачи назвали это предполагаемое заболевание «лицом велосипедиста». Утверждалось, что "лицо велосипедиста" - результат постоянного стресса, вызванного поддержанием баланса устройства во время езды. Критики женщин-велосипедистов описывали "лицо велосипедиста" как "дикое и стиснутое". Велосипедное лицо у женщин было диагностировано из-за прямого контраста «нежного и ласкового взгляда», который мужчины ожидали от женщин того времени. Помимо того, врачи предупреждали о заболеваниях, вызванных ездой на велосипеде, включая туберкулез и повышенное либидо (радовались бы, ну).
Тем не менее. Процесс эмансипации пошел - а точнее, поехал - полным ходом и остановить его было уже невозможно.
Вернемся к велоклубам.
Наиболее популярным среди женщин был клуб Clarion, объединяющий сторонников социалистических и лейбористских идей. В этом клубе гендерное равенство практиковалось в реальных формах: женщины участвовали в принятии решений, вместо длительных поездок соревновательного характера предпочитали сравнительно короткие велопрогулки,
У многих женских велосипедных клубов были свои политические и просветительские программы — бесплатные лекции по таким темам, как суфражизм и реформа костюма, положение женщин, классовое неравенство. Не случайно среди первых членов клуба Clarion были знаменитая Эммелин Панкхерст, основательница движения суфражисток в Англии, выступавшая за избирательные права женщин, и ее дочь Кристабель, а позднее и суфражистка Элис Хокинс.
И вот тут я хотела бы перейти к любимому жанру.
Велосипедистки, изменившие мир
Энни «Лондондерри» Копчовски
В первой половине 90-ых годов XIX века Энни Копчовски не отличалась от большинства дам. Иудейская эмигрантка, двадцатитрёхлетняя мать троих детей и прилежная примерная домохозяйка, Копчовски не была ни велосипедисткой, ни защитницей прав женщин. В то же время, когда двое мужчин поспорили на 5000 долларов, что ни одна дама не сможет объехать земной шар на велосипеде, Копчовски приняла вызов. Ей нужны были деньги - да и обстановку сменить было не лишним.
Выехав из Бостона в долгой юбке на 42-фунтовом колумбийском велосипеде, Копчовски решилась доказать всему миру, что женщины могут быть не просто сильны как физически, так и духовно, но и могут полностью обеспечить себя в мужской среде. Она разместила рекламные плакаты на велосипеде, дабы получить деньги на протяжении поездки а также приняла фамилию Лондондерри в ходе контракта с компанией «Londonderry Lithia Spring Water».
Она пересекла на велосипеде Северную Африку и Европу, а также предприняла путешествие к южной части Тихого океана, перед тем как возвратиться в штаты через Сан-Франциско. Спустя 15 месяцев, Лондонберри возвратилась в Бостон совсем другим человеком. Одетая в шаровары и изменившаяся физически, Энни решила обучаться вокалу и влилась в популярное перемещение защиты женских прав.
New York World отметил её путешествие как «самое необыкновенное из когда-либо предпринятых женщинами».
Мария Уорд
Если велосипед предоставляет женщине независимость, то полная независимость может быть достигнута только после принятия всей ответственности за свой велосипед. В 1896 году Мария Уорд опубликовала полное руководство «Велосипед для дам». Целью Уорд было освобождение женщин от мужской помощи, доскональное описание процесса выбора, покупки, езды и обслуживания велосипеда.
В то время как все женщины овладели классическими техническими навыками шитья, механика считалась прерогативой мужчин. Уорд утверждала в своём руководстве, что женщины не менее способны овладеть навыками механики, чем мужчины. «Я считаю, что если женщине под силу иглы и ножницы, то другое ничем не сложнее».
«Велосипед для дам» включил в себя не только все «от» и «до» в отношении пользования велосипедом, но не обошёл этику, психологию и физиологию — все нюансы, зная которые можно приноровиться работать с велосипедом.
Китти Нокс
Велогонщица и первая афроамериканка, принятая в Лигу американских велосипедистов.
Нокс, швея смешанной расы, заядлая велосипедистка двадцати одного года от роду, являлась членом Лиги с 1893 года. Однако в 1894 Лига заявила, что лишь белые люди смогут пребывать в клубе. И вместо того, дабы покорно согласиться с новостью, Кнокс вступила в борьбу.
Одетая в мужскую одежду и ободренная поддержкой единомышленников, Кнокс держалась в конфликтно-расовом обществе и утверждала собственные права.
В те времена, когда экзотикой были темнокожие велосипедисты, а уж темнокожие велосипедистки и вовсе чем-то немыслимым, действия Кнокс были вызывающе новаторскими. Приобретя помощь с обеих сторон сообщества — тёмной и белой — Кнокс кинула вызов публичному восприятию темнокожих людей, породив качественно новый виток дискуссии на тему равенства полов.
Маргарет Лелонг
Это моя самая любимая и самая короткая история.
В 1896 году молодая американка Маргарет Лелонг доехала в одиночку от Чикаго до Сан-Франциско (около 3,5 тысяч км, на минуточку), прихватив с собой пистолет и пудреницу.
Потому что женщине, у которой есть пистолет и пудреница, все остальное и так дадут - сами понимаете.
Женщины и профессиональный велоспорт
Поскольку взаимоотношения женщин и велоспорта в любительском и бытовом пространстве складывались, мягко говоря, непросто, логично, что спорт профессионалов (то есть контрактов и больших денег) им был не то чтобы сильно рад.
Достаточно сказать, что:
- Мужчины боролись за звание чемпиона мира с 1893 года, а чемпионку среди женщин провозгласили в 1958 году.
- Мужские шоссейные гонки всегда присутствовали в олимпийской программе - женские появились только в 1984 году. В том же году, кстати, впервые провели Тур де Франс для женщин.
- Только в 1996 году на Олимпийских играх в Атланте (США) в женском велоспорте появляются следующие дисциплины: индивидуальная гонка на время с раздельным стартом, кросс-кантри и гонка по очкам. Кстати, золотой медалисткой в разделке стала россиянка Зульфия Забирова.
Ну и самое главное...
Девчонки, девушки, женщины, независимо от ваших социальных ролей, наличия у вас велосипеда и умения нас нем кататься - с праздником!
Железного здоровья - физического и ментального, интересной и высокооплачиваемой работы, самореализации, денег и путешествий! Будьте сильными. Берегите себя. Ride On!
И помните...