Найти тему
Я с бреветом

Велосипед, пистолет и пудреница:

Как велосипедистки изменили мир

"Позвольте мне рассказать вам, что я думаю о велосипеде. Я думаю, езда на велосипеде эмансипировала женщин больше чем, что-либо еще в мире. Я стою и радуюсь каждый раз, когда вижу женщину на велосипеде. Это дает женщинам чувство свободы и уверенности в своих силах".

Съюзан Б. Антони, писательница, 1896 г.

«Раньше я думал, что самое худшее, что может сделать женщина, - это курить, но передумал.
Худшее, что я видел в своей жизни, - это женщина, едущая на велосипеде».


(Так корреспондент Chicago Tribune 25 июля 1891 г. заявил в своей колонке. А еще он пообещал своей будущей невестке сделать ее жизнь безрадостной, если она проявит "малейшую склонность к велоспорту".)

Даже если бы мой канал изначально никак не был связан с велоспортом, я все равно не знаю другой темы, которая бы настолько выражала - прямо-таки олицетворяла - суть Международного женского дня. И нет, я, разумеется, не про "быть нежными, желанными, почаще улыбаться и хранить домашний очаг". Я об историческом значении 8 марта - солидарности женщин в борьбе за свои права. Переведу для тех, чье мужское достоинство страдает от этой формулировки: в борьбе за права человека, которых женщины веками были лишены.

И кто бы мог подумать, что велосипед сыграет в этом деле одну из ведущих ролей.

Конец XIX — начало XX века — эпоха обретения европейскими женщинами свободы передвижения. Женщины сели на велосипеды! Это скандализировало почтенную публику: в газетах печатали сатирические стихи, в которых высмеивались дамы-велосипедистки, а английский журнал Punch постоянно публиковал на них карикатуры.

Барышня, решившаяся на невинную велопрогулку, нарушала массу канонов, включая "самый смертный" из женских грехов - привлечение к себе внимания прохожих. Это было синонимом грубости и невоспитанности, как громкий разговор или размахивание руками.

-2

Очевидно, что мода на велопрогулки неизбежно привела к возмутительному и непоправимому - революции в дамском платье.

Одна велосипедистка того времени вспоминала: «Моя длинная юбка досаждала мне и даже была опасной — представьте себе, каково наехать на камень, свалиться, и обнаружить, что юбка так плотно обмоталась вокруг педали или застряла в велосипедной цепи, что ее даже невозможно размотать». Женская мода становится полем оживленных дискуссий, возникает движение за реформу платья (Dress Reform).

А стиль одежды, в свою очередь, лишь констатировал гендерную катастрофу: на смену пассивному и статичному викторианскому идеалу «ангел в доме» приходит образ спортивной, мобильной женщины.

К слову, мешковатые брюки в турецком стиле (фактически, просто юбка, размеренная на две части) были "изобретены" еще в середине 19 века Амалией Блумер, но консервативное общество встретило эти шаровары с неприятием. Велосипедистки в штанах долгое время подвергались оскорблениям и физической агрессии.

Велосипедисты в парке в Париже, Болонский лес. Масло. Жан Беро. 1899.
Велосипедисты в парке в Париже, Болонский лес. Масло. Жан Беро. 1899.

Тем не менее, в 1881 году в Англии было создано "Общество рационального костюма". Рациональное платье должно было быть удобным и функциональным и, что существенно, не зависеть от сиюминутных модных тенденций. Сторонники рационального костюма критиковали тугие корсеты, тяжелые юбки, турнюры и узкие туфли на высоком каблуке. Они предлагали носить раздвоенные юбки-кюлоты, позволяющие, не нарушая общественных приличий, кататься на велосипеде.

Благодаря «изумительной стальной игрушке» женщины стали активно вторгаться в публичное пространство. Если раньше появляться одной на улице считалось предосудительным, то теперь женщина покидает приватную сферу и осваивает новые социальные амплуа.

Появляются модные места для велопрогулок. В Лондоне в 1890-е годы велосипедисты съезжались в Гайд-парк и в Баттерси-парк, и там же собирались зеваки, чтобы поглазеть на них. Особое внимание привлекала графиня Уоррик, завзятая велосипедистка, которая меняла по сезону цвет своего велосипеда. Весной она выезжала на бледно-зеленом велосипеде, летом — на белом, а осенью — на коричневом.

Казалось бы, звучит приятно и лояльно, но не тут-то было. Консервативное общество упорно не сдавало своих позиций: одинокая женщина (без мужского сопровождения) на велосипеде считалась дамочкой сомнительных моральных качеств и запросто могла стать жертвой словесной и физической агрессии.

Женщины были вынуждены кататься в компании мужчин-родственников или нанимать платных сопровождающих, для чего была специально создана Ассоциация компаньонок. Подобный расклад, естественно, нравился далеко не всем, и оптимальным решением оказалось вступление в велосипедный клуб.

Однако и здесь дело обстояло непросто: велосипедные клубы в Англии долгое время оставались мужской привилегией. В 1896 году клуб The Manchester Wheelers единогласно проголосовал против членства женщин. В 1890-е в некоторых клубах правила смягчились. Но при этом в клубах смешанного характера женщин все равно отстраняли от принятия решений и даже не допускали на некоторые выезды.

В 1895–1898 годах в Англии стали возникать чисто женские клубы и появилась крупная Ассоциация женщин-велосипедисток (Lady Cyclists Association — LCA). В женских клубах устраивали коллективные велопрогулки, что позволяло участницам не только безопасно проводить спортивный досуг, расширяя географию прогулок и дружеских связей, но и бороться за свои права.

-4

Вишенкой же на торте в борьбе с женской велоэмансипацией стало повсеместное невежественное распространение дезинформации об опасных заболеваниях, которые якобы вызывает приверженность велопрогулкам.

Небольшое лирическое отступление. Я все-таки поражаюсь безграничности женского терпения и ироничного снисхождения к откровенному идиотизму. В эпоху первых пассажирских поездов в Америке, к примеру, бытовало убеждение, что матка вылетит из тела женщины, если та будет ездить на поезде. По мнению отдельных "светил медицины", женские тела не предназначались для движения со скоростью 80 км/ч.

Велосипед же, как не сложно догадаться, просто обязан был привести хрупкий женский организм (такой хрупкий, что способен выносить и родить человека) к физическому и психическому истощению и, - разумеется!!! - бесплодию. Вишенкой же на торте стали вполне серьезные медицинские статьи в солидных журналах (!) о том, что женщины будут страдать от необратимого искривления лица, если продолжат пользоваться велосипедами. Врачи назвали это предполагаемое заболевание «лицом велосипедиста». Утверждалось, что "лицо велосипедиста" - результат постоянного стресса, вызванного поддержанием баланса устройства во время езды. Критики женщин-велосипедистов описывали "лицо велосипедиста" как "дикое и стиснутое". Велосипедное лицо у женщин было диагностировано из-за прямого контраста «нежного и ласкового взгляда», который мужчины ожидали от женщин того времени. Помимо того, врачи предупреждали о заболеваниях, вызванных ездой на велосипеде, включая туберкулез и повышенное либидо (радовались бы, ну).

Вот такие себе "велосипедные лица"
Вот такие себе "велосипедные лица"

Тем не менее. Процесс эмансипации пошел - а точнее, поехал - полным ходом и остановить его было уже невозможно.

Вернемся к велоклубам.

Наиболее популярным среди женщин был клуб Clarion, объединяющий сторонников социалистических и лейбористских идей. В этом клубе гендерное равенство практиковалось в реальных формах: женщины участвовали в принятии решений, вместо длительных поездок соревновательного характера предпочитали сравнительно короткие велопрогулки,

У многих женских велосипедных клубов были свои политические и просветительские программы — бесплатные лекции по таким темам, как суфражизм и реформа костюма, положение женщин, классовое неравенство. Не случайно среди первых членов клуба Clarion были знаменитая Эммелин Панкхерст, основательница движения суфражисток в Англии, выступавшая за избирательные права женщин, и ее дочь Кристабель, а позднее и суфражистка Элис Хокинс.

И вот тут я хотела бы перейти к любимому жанру.

Велосипедистки, изменившие мир

Энни «Лондондерри» Копчовски

Энни Кочповски
Энни Кочповски

В первой половине 90-ых годов XIX века Энни Копчовски не отличалась от большинства дам. Иудейская эмигрантка, двадцатитрёхлетняя мать троих детей и прилежная примерная домохозяйка, Копчовски не была ни велосипедисткой, ни защитницей прав женщин. В то же время, когда двое мужчин поспорили на 5000 долларов, что ни одна дама не сможет объехать земной шар на велосипеде, Копчовски приняла вызов. Ей нужны были деньги - да и обстановку сменить было не лишним.

Выехав из Бостона в долгой юбке на 42-фунтовом колумбийском велосипеде, Копчовски решилась доказать всему миру, что женщины могут быть не просто сильны как физически, так и духовно, но и могут полностью обеспечить себя в мужской среде. Она разместила рекламные плакаты на велосипеде, дабы получить деньги на протяжении поездки а также приняла фамилию Лондондерри в ходе контракта с компанией «Londonderry Lithia Spring Water».

Она пересекла на велосипеде Северную Африку и Европу, а также предприняла путешествие к южной части Тихого океана, перед тем как возвратиться в штаты через Сан-Франциско. Спустя 15 месяцев, Лондонберри возвратилась в Бостон совсем другим человеком. Одетая в шаровары и изменившаяся физически, Энни решила обучаться вокалу и влилась в популярное перемещение защиты женских прав.

New York World отметил её путешествие как «самое необыкновенное из когда-либо предпринятых женщинами».

Мария Уорд

Первый гайд по обслуживанию велосипеда для женщин
Первый гайд по обслуживанию велосипеда для женщин

Если велосипед предоставляет женщине независимость, то полная независимость может быть достигнута только после принятия всей ответственности за свой велосипед. В 1896 году Мария Уорд опубликовала полное руководство «Велосипед для дам». Целью Уорд было освобождение женщин от мужской помощи, доскональное описание процесса выбора, покупки, езды и обслуживания велосипеда.

В то время как все женщины овладели классическими техническими навыками шитья, механика считалась прерогативой мужчин. Уорд утверждала в своём руководстве, что женщины не менее способны овладеть навыками механики, чем мужчины. «
Я считаю, что если женщине под силу иглы и ножницы, то другое ничем не сложнее».

«Велосипед для дам» включил в себя не только все «от» и «до» в отношении пользования велосипедом, но не обошёл этику, психологию и физиологию — все нюансы, зная которые можно приноровиться работать с велосипедом.

Китти Нокс

Китти Нокс
Китти Нокс

Велогонщица и первая афроамериканка, принятая в Лигу американских велосипедистов.

Нокс, швея смешанной расы, заядлая велосипедистка двадцати одного года от роду, являлась членом Лиги с 1893 года. Однако в 1894 Лига заявила, что лишь белые люди смогут пребывать в клубе. И вместо того, дабы покорно согласиться с новостью, Кнокс вступила в борьбу.

Одетая в мужскую одежду и ободренная поддержкой единомышленников,  Кнокс держалась в конфликтно-расовом обществе и утверждала собственные права.

В те времена, когда экзотикой были темнокожие велосипедисты, а уж темнокожие велосипедистки и вовсе чем-то немыслимым, действия Кнокс были вызывающе новаторскими.  Приобретя помощь с обеих сторон сообщества — тёмной и белой — Кнокс кинула вызов публичному восприятию темнокожих людей, породив качественно новый виток дискуссии на тему равенства полов.

Маргарет Лелонг

-9

Это моя самая любимая и самая короткая история.

В 1896 году молодая американка Маргарет Лелонг доехала в одиночку от Чикаго до Сан-Франциско (около 3,5 тысяч км, на минуточку), прихватив с собой пистолет и пудреницу.

Потому что женщине, у которой есть пистолет и пудреница, все остальное и так дадут - сами понимаете.

Женщины и профессиональный велоспорт

Нижний Новгород, 1970е
Нижний Новгород, 1970е

Поскольку взаимоотношения женщин и велоспорта в любительском и бытовом пространстве складывались, мягко говоря, непросто, логично, что спорт профессионалов (то есть контрактов и больших денег) им был не то чтобы сильно рад.

Достаточно сказать, что:

  • Мужчины боролись за звание чемпиона мира с 1893 года, а чемпионку среди женщин провозгласили в 1958 году.
  • Мужские шоссейные гонки всегда присутствовали в олимпийской программе - женские появились только в 1984 году. В том же году, кстати, впервые провели Тур де Франс для женщин.
  • Только в 1996 году на Олимпийских играх в Атланте (США) в женском велоспорте появляются следующие дисциплины: индивидуальная гонка на время с раздельным стартом, кросс-кантри и гонка по очкам. Кстати, золотой медалисткой в разделке стала россиянка Зульфия Забирова.

Ну и самое главное...

Девчонки, девушки, женщины, независимо от ваших социальных ролей, наличия у вас велосипеда и умения нас нем кататься - с праздником!

Железного здоровья - физического и ментального, интересной и высокооплачиваемой работы, самореализации, денег и путешествий! Будьте сильными. Берегите себя. Ride On!

И помните...

И нет, великолепная Коко этого не говорила - это придумал мой муж, но мысль безошибочна:)
И нет, великолепная Коко этого не говорила - это придумал мой муж, но мысль безошибочна:)