Найти тему
Записки с тёмной стороны

Ролевая модель

Вчера у младшего в детском саду был утренник. В честь 8 марта. Среди песен, стихов и прочего была коллективная сценка, в которой дети ненадолго превратились во взрослых мам и пап.

Сначала мальчики-папы вышли с колясками, а девочки-мамы отправились в салон красоты. Потом малыши в колясках начали плакать, а папы в панике стали звонить мамам. Мамы тотчас примчались к своим кукольным детям. Папы, выдыхая, вытирали пот со лба.После этого папы ушли на работу, чтобы вскоре вернуться с веерами из денег, передать купюры мамам, а затем под ручку удалиться стройным хороводом за кулисы, катя впереди себя коляски с пупсами.

Сценка красивая. Дети играли свои роли с удовольствием. Мальчик Дима весь февраль ждал, когда сможет покатить коляску и побыть настоящим папой. Репетировал с восторгом, требовал то игрушечную коляску-люльку раздобыть вместо трости, то телефон... Воспитатели прекрасно справились с организацией утренника. Особенно приятно было видеть, что мам изобразили не драющими полы и готовящими разносолы наперевес с игрушечными детьми, а пап не с газетами и перед телевизорами.

А теперь об обратной стороне медали. О том, что детям прививают не просто единственно возможную модель развития, а ещё и нереалистичную. Почему нереалистичную? Например, потому, что согласно статистике, в стране официально трудоустроены 54 процента женщин и 68 процентов мужчин (и эта статистика не учитывает многих мам, которые умудряются работать из дома, наперевес с детьми и борщами, но формально считаются безработными). Например, потому, что от отцов требуется всё больше включённости во все аспекты родительства, потому как большая часть матерей тоже работает.

Детям рассказывают о том, что мальчики сильнее, быстрее, смелее, а по факту быстрее всех в группе у младшего бегает девочка. Детям говорят о том, что папы приносят деньги в то время, как мамы ходят по салонам красоты, но в реальности практически у всех детей в группе за редкими исключениями мамы работают не меньше пап. Детям показывают, что папы заведомо не приспособлены к заботе о детях и максимум, что могут отцы, — это срочно вызвать жену, которая примчится из салона красоты, но в реальности некоторые папы справляются с детьми получше мам. Это я не говорю о том, что в стране медианная зарплата такова, что если мама уйдёт в декрет, ей будет не до салонов, а папы часто не доносят деньги до мам, потому как зарплата в миг уходит на оплату ипотеки и коммунальных платежей.

А было бы славно, если бы детям рассказывали о том, что можно выбрать любой путь. О том, что никто не обязан соответствовать тем или иным стандартам красоты. О том, что девочки могут становиться мамами одного, двоих, семерых детей, а могут и выбирать другое или совмещать, опираясь только на свои желания, свой интерес, а не на установки извне. О том, что быть хорошим родителем, способным и утешить, и накормить, и поиграть, и всё прочее, способен каждый, кто этого хочет, хоть папа, хоть мама. О том, что позаботиться о себе, обеспечив свои базовые потребности, должен уметь любой человек, если он дееспособен и не ограничен фатально в физических возможностях. О том, что уступать место другому нужно, опираясь на собственную возможность сделать это без серьёзного для себя ущерба и на реальную потребность в этом у другого. О том, что давать отпор обидчику могут и мальчики, и девочки, но если силы не равны, то можно и нужно убегать или просить о защите, причём, защитить способны не только мальчики. О том, что бить нельзя не только девочек, а вообще, людей, но в целях самозащиты, когда кто-то бьёт тебя, — можно. О том, что нормально заботиться друг о друге. О том, что что мир многообразен, все люди разные и обстоятельства тоже разные, а потому иногда с колясками гуляют мамы, иногда — папы, иногда это делают вместе, иногда — по очереди, иногда для этого привлекают родственников, друзей, нянь, а иногда родитель помещает ребёнка в слинг, и все прогулки сводятся к пешему перемещению, например, между тремя работами или между бабушкой в больнице, работой, магазином и школой старшего, а ещё коляски и детей может не быть, как и кого-то из родителей, причём по самым разным причинам. О том, что нормально отличаться от других, выбирать своё.

Было бы славно.

P.S.: Мальчик Дима пока что мечтает стать воспитателем, когда вырастет. Игра в детский сад дома пока ещё одна из любимых.
А ещё он регулярно сомневается в том, чему его учат: «Мальчики сильнее девочек. Но почему-то не всегда».