Религиозные воззрения на территории Анатолии отличались устойчивостью и преемственностью, которая базировалась на «замечательной способности к религиозному синкретизму» (Элиаде). На протяжении второго тысячелетия до н.э. в Анатолии господствовали индоевропейцы – хеты. Они покорили местное население – хаттов, и положили начало процессу культурного симбиоза, который продолжался и после политического крушения хеттов. В Анатолии хетты испытали мощное влияние со стороны Вавилонии. Также им суждено было ассимилировать элементы культуры другого народа – хурритов, что жили в северной Месопотамии и в Сирии. Так и вышло, что в хеттском пантеоне богов соседствовали божества шумеро-аккадцев и анатолийские и хурритские божества.
Божества хеттов характеризовались ужасающей и светоносной силой, исходившей от них. Пантеон был необычайно велик, но при этом о некоторых богах ничего неизвестно, кроме имени. Города являлись резиденциями богов, которые «жили» в храмах. Элиаде, характеризуя религию хеттов приводит забавный факт: «Время от времени боги покидали свои храмы и отправлялись путешествовать; иногда это было удобно – для объяснения, почему обращенные к ним просьбы оставались без удовлетворения»[1].
Пантеон богов рассматривался как большая семья, которую возглавляла чета великих богов страны – Бог грозы и Великая Богиня. Бог Грозы был известен под хурритским именем – Тешуб, а имя его жены (так же по-хурритски) было Хебат. Священным животным бога был, конечно же, бык, а у Хебат это был Лев (или пантера). По-хеттски богиню звали Аринной (у хаттов – Вурусемой) и она была «солнечной» богиней.
Народная вера неизвестна ученым; сведения есть только об официальном культе. Как и повсюду религиозные идеи вращались вокруг плодородия. В стране хеттов практиковалась белая магия, а магия черная был под запретом и за нее грозила смертная казнь. Власть царя воспринималась как дар богов: «Мне, Царю, боги – Бог Солнца и Бог Грозы – доверили страну и мой дом. Боги заботятся о царе». Так говорится в одном из дошедших текстов. Про умершего царя говорили – «Он стал богом».
Хетты довольно оригинально интерпретировали некоторые мифологические сюжеты. Так, например, миф о бедах в воспроизведении жизни (как в Месопотамии в случае со спуском Инанны в ад) превратился в историю «бога, который скрывается». Героем этого мифа выступает Телепинус.
Сюжет мифа повествует о том, что по некой причине бог Телепинус решил «скрыться», возможно он классически прогневался на людей. Последствие этого стала катастрофа воспроизведения жизни на земле, в духе «злаки и полба больше не растут». Солнечный бог, впечатлившись упадком на земле, отправил посланцев (ежа, а потом самого бога грозы) на поиски Телепинуса, но они не смогли его найти. Затем, уже Богння-Мать посылает пчелу, которая обнаруживает бога, спящего в роще. Чтобы разбудить его, она жалит и проснувшийся Телепинус приходит в ярость и насылает невиданные бедствия на страну. Боги испугались и вынуждены были прибегнуть к магии, дабы умиротворить Телепинуса. И умиротворенный Телепинус наконец-то возвращается в ряды богов, и бедствия покидают страну.
Нужно сказать, что Телепинус не принадлежал к числу богов растительности, но его исчезновение, тем не менее привело к катастрофическим последствиям для страны и чтобы затем умиротворить его потребовались очистительные ритуалы.
На Новогоднее празднество в стране хеттов воспроизводится миф о борьбе бога грозы с драконом. При первой встрече бог потерпел поражение и обратился за помощью к другим богам. Богиня Инара готовит званый обед и приглашает дракона, предварительно попросив помощи у смертного – Хупасияса, тот соглашается на условии, что потом богиня станет с ним спать. На обеде дракон наедается и напивается, Хупасияс связывает его веревкой, а затем появившийся бог грозы убивает дракона. Миф оканчивается тем, что Хупасияс нарушает единственное условие Инары и выглядывает из окна в ее отсутствие, там он видит свою жену и детей и просит Инару отпустить его домой. На этом миф обрывается, но предполагается, что Хупасияс был убит.
В другой версии дракон, после победы на богом, забирает его глаза и сердце. Потом у бога рождается сын от смертной женщины, который вырастя женится на дочери Дракона. По наставлению отца он просит у тестя глаза и сердце своего отца и передает их богу. Тогда, «возле моря», бог грозы вновь сражается с Драконом и побеждает его. Сын же его, обещавший быть верным тестю, просит отца не щадить его и…бог убивает собственного сына.
Борьба бога и Дракона классический сюжет в мифологии. Дракон обычно ассоциируется с водной стихией, первозданным хаосом. Данный мотив встречается во многих мифологических традициях (в том числе, у греков, где Зевс борется с Тифоном).
Элиаде пишет: «Несмотря на частичную фольклоризацию, миф об Иллуянке (прим – Драконе) играл центральную роль; его ритуально оглашали на празднестве Нового Года. Некоторые тексты свидетельствуют о существовании ритуальной борьбы между двумя противостоящими группами – наподобие вавилонской церемонии акиту. Космогоническое значение мифа, очевидное в борьбе Мардука с Тиама, заменилось соперничеством за власть над миром. Победа бога обеспечивает стабильность и процветание страны. Мы можем предполагать, что до своей фольклоризации миф представлял царствование Дракона, как хаотический период, когда подвергались опасности истинные источники жизни»[2].
Существовала особенная, хуррито-хеттская теогония (т.е. мифологическая история происхождения богов). Главным героем этой истории был Кумбари, отец богов. Изначально царем богов был Алалу, но спустя девять лет, его слуга – бог Ану, нападает на него и одерживает победу. Алалу бежит в подземный мир, а Кумбари становится новым божественным слугой и служит новому верховному богу – Ану. Вновь проходит девять лет и Кумбари нападает на Ану. Тот, в попытке спастись, взлетает на небо, но Кумбари преследует его, хватает на ноги и…что-то у него откусывает (sic!). Кумбари ликует, но Ану сообщает ему, что он – Кумбари – забеременел. Тогда Кумбари плюется, но уже поздно и вскоре он рождает троих богов. Впоследствии «дети» Ану, под предводительством Тешуба объявляют войну Кумбари и свергают его с трона.
Далее в мифологической истории хеттов следует «Песнь об Улликуме», история того, как Кумбари пытался вернуть свое божественно царство, породив для этого каменного человека -Улликуме. Последний сидел на плечах гиганта Убеллури и быстро растя достиг небес. Улликуме грозил уничтожить все человечество, но боги, открыв «кладовые отцов и дедов», и достав нож, которым некогда небо было отделено от земли, уничтожают Улликуме. Тема каменного человека достаточно примечательна, по всему Востоку существовали мифы о рождении людей из камня.
Вообще нужно сказать, что встречаясь с хеттской мифологией, мы наталкиваемся на универсальный космогонический сюжет, который в равной мере бытовал в Месопотамии и в Греции, равно как и в большинстве древних мифологических традициях. Речь идет о конфликтах между поколениями богов. Антагонизм старого и нового, двух типов установок, который извечно пребывал в человеческом обществе, как бы отражался в историях о богах и о создании мира.
[1] М. Элиаде. История веры и религиозных идей. Т.1. с. 133.
[2] М. Элиаде. История веры и религиозных идей. Т.1. с. 137.