ч.1: УЧЕНИЕ О БОГЕ
ч.2: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
ч.3: УЧЕНИЕ О ДОЛГЕ
ч.4: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как библейское учение о Боге почитает все возвышенное и благородное, так библейское учение о человеке почитает его несмотря на его недостатки. Библейское описание природы человека оказывается не только самым превосходным из всех, но и самым точным.
ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ, НО ВСЕ ЖЕ ГРЕШНЫЙ
В Библии человек превозносится над животным миром. Он сотворен по образу Божьему и поставлен лишь немного ниже ангелов. Однако в изображении той же Библии человек в Божьих очах – не больше кузнечика и чрезвычайно грешен. Подобный двусторонний взгляд позволяет человеку осознавать свою важность и свою греховность и препятствует развитию у него как комплекса неполноценности, так и эгоизма. Библия говорит человеку, что Бог и ценит его, и в то же время показывает, что ему недостает чистоты и святости. Такое двоякое представление о роде человеческом особенно ярко проявилось в смерти Иисуса: только существа неоценимого достоинства и неизмеримой вины могли потребовать распятия Христа.
СВОБОДНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Хотя Бог мог сделать человека роботом, полностью механистическим и запрограммированным, Он решил, что созданный Им человек должен обладать совершенной свободой в осознании добра и зла с правом выбора – служить сатане или Богу. В противоположность детерминизму и фатализму, Библия делает человека ответственным за свое поведение и позволяет самому избрать свою судьбу.
РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ
С точки зрения Библии, нет превосходства одного народа над другим, но очень часто какая-то одна группа людей заявляет о своем превосходстве. Иудеи, как и многие другие народы, стали жертвой заблуждения в этом вопросе. Бог избрал еврейский народ, чтобы привести в мир Мессию, но Он не считал иудеев выше других народов. В этом отношении Бог особо предупреждал иудеев не воображать себя лучше остальных. И все же они допустили самовозвышение.
Греки, в свою очередь, считали остальные народы варварами. Точно так же и римляне были убеждены, что в результате неизбежного покорения низших народов Рим будет единовластно господствовать над всем миром. В их представлении неримляне были просто врагами, которых следовало завоевать.
Человек всегда рассматривал борьбу между народами как неизбежность. Цельс, коварный и образованный язычник II века, заявлял, что христианство не может надеяться на успех, так как в будущем видит одну религию для всех народов.
Адольф Гитлер убеждал своих последователей в том, что немцы как представители арийской расы будут править миром тысячу лет. С не меньшим энтузиазмом японцы в 1940-х годах считали себя восходящим солнцем для всего человечества.
Библия, однако, наглядно показывает, что Бог сотворил все народы от одного человека. Она учит, что Иисус умер за всех людей. Та истина, что “Бог нелицеприятен” (Деян. 10:34), несет на себе знак правоты. Люди никогда не жили всеобщим братством, но рассудком это нельзя опровергнуть. Поскольку природные иудеи не являются создателями этого учения, то встает вопрос, откуда Библия – если бы она была сугубо человеческой книгой – могла почерпнуть эту идею.