Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Такой вот вопрос «прилетел» мне на почту от подписчика - как водитель трамвая узнает, при подъезде к стрелке, в каком она положении, и, соответственно, нужно ли ему останавливать трамвай и выходить на улицу, чтобы ее перевести.
Про то, как переводятся стрелки на железной дороге и кто ими управляет - я успел рассказать и в формате видео, и в формате статьи. А вот трамвайные как-то незаслуженно обошёл стороной, хотя принцип работы у них интересный.
Как работают трамвайные стрелки?
Начнём с того, что стрелки бывают автоматические, а бывают ручные. Про ручные поговорим в конце, а начнём таки с автоматических. Классическая трамвайная стрелка - это либо развилка, когда пути явно расходятся в разные стороны, либо, так скажем, «примыкание» - то есть когда путь идет прямо, а с правой или левой стороны есть ответвление.
При этом, стрелок типа «налево-прямо-направо» вы на трамвайных сетях никогда не найдёте. Так вот, на подъезде к стрелке, на контактном проводе есть воздушный контакт, который называется сериесным. Вот он на фото:
Так вот, в ситуации, когда можно либо продолжить движение прямо, либо повернуть направо, но сейчас нужно именно повернуть направо, водитель поступает следующим образом. Необходимо проехать сериесный контакт с максимальным потреблением тока, то есть «с газом». Тогда стрелка переведется направо.
После стрелки, в свою очередь, также на контактном проводе установлен воздушный контакт, только он уже называется шунтовым. Когда трамвай проезжает, при помощи пантографа (токоприёмника) этот контакт замыкается и стрелка возвращается в исходное положение. Ну а если поворачивать не требуется, то водитель просто проезжает сериесный контакт накатом, то есть не подавая тока на двигатели.
А если стрелка ручная?
Ну, в таком случае, водителю необходимо медленно подъехать к стрелке и из кабины посмотреть, в каком положении находятся остряки (на трамвайных стрелках они называются перьями и имеют несколько другое конструктивное исполнение). Если всё нормально и стрелка ведет куда нужно - спокойно едем дальше.
Если же нет, то водитель выходит из кабины, берет ломик и с помощью него, вручную, переводит стрелку. Обычно такие стрелки встречаются либо на трамвайных кольцах, либо в парках (депо), на улицах города такие практически не встретить.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!