Алена понимающе кивнула:
- Это правда! Очень редко бывает взаимопонимание между свекровью и невесткой. Наверное, мне повезло больше, чем другим: мои свекры живут в другой стране, звонят изредка на скайп: они оба работают и живут очень насыщенной жизнью. Им просто не до нас! И Слава Богу, - здесь девушка весело рассмеялась, - но, Нина Петровна, все, что у вас происходит, думаю, хорошо складывается для меня.
Бывшая учительница вздернула бровь, напомнив этот ее знак непонимания, так хорошо знакомый в школьные годы...
Алена опять улыбнулась:
- Да все просто! Признаюсь: у меня на вас далеко идущие планы, все-все расскажу, только давайте еще чайку налью, хорошо?
- А давай! Как же без него, без чая-то?
Разлив по второй чашечке, хозяйка дома, подложив сладостей на тарелку гостье, продолжила:
- Нина Петрова, я когда сегодня увидела вас, так обрадовалась, вы не представляете! Я уже давно хотела обратиться к вам за помощью.
Немного задумавшись, как если бы почувствовав какую-то преграду, женщина продолжила:
- Наверное, я плохая мать. Иногда думаю, что уже поздно что-то исправлять. Я о Павлике.
Теперь Алена с каким-то страхом смотрела на свою бывшую учительницу, явно борясь со своим страхом. Набрав побольше воздуха, произнесла:
- Мне.... Страшно в этом признаться, но я не люблю его , - и тут же посмотрела в глаза своей собеседнице, вероятно, боясь найти в них осуждение, но Нина Петровна молчала, и в ее глазах было не осуждение, нет! Скорее это было желание снять боль с этой совсем еще молоденькой мамочки...
Она положила свою красивую, изящную ладонь на руку Алены:
- Не переживай... Я знаю,что это тяжело осознавать, только... Пойми: то, что с тобой происходит, увы, далеко не редкость. Нет здесь твоей вины. Абсолютно! "Насильно мил не будешь!" Ты же слышала эту поговорку? Это касается не только взаимоотношений взрослых людей, но и в твоем случае...
Не надо паниковать. Вот давай тебя протестируем, хочешь?
- Давайте! - Алена приготовилась, зная, что сейчас будет нечто! Ох и любили же они в детстве эти тесты!!!
- Скажи, как ты относилась к сыну до рождения дочери?
- В каком смысле?
- Ну вот ты рада была его рождению? Вспомни свои ощущения, чувства...
Алена задумалась, но ненадолго. Улыбнувшись, сказала:
- Скорее, я радовалась тому, что мой муж, Тимур был безумно счастлив. Очень много помогал мне... А что?
- А, скажи, сейчас какие отношения между ними?
- Нормальные! Только Тимур очень много работает... Уходит на работу, дети еще спят. Приходит - они уже в кроватях.
- Выходные вместе проводите?
- Редко. Очень редко, - Алена вдруг почувствовала себя обиженной. Это было ее больное место: как правило, муж и в выходные бывал на объектах. И ей ничего не оставалось, как проводить время с детьми, и только в редких случаях, оставив детей на помощницу, ездила на встречу со своими подругами.. Бывало, что и у себя их принимала, - понимаете, Нина Петровна, я ведь тоже работаю и времени на общение почти не остается.
- Понимаю...
Женщина задумчиво покачивала головой, слушая свою собеседницу.
- А какие отношения у детей между собой?
- Никакие. Павлик в присутствии Киры раздражается. Свои игрушки не даст ни по какому поводу. Со стороны может показаться, что они чужие друг другу...
- Стало быть, Кира тоже не воспринимает Павлика?
Алена в испуге замахала руками:
- Нет! Вы меня не так поняли! Кира... Она такая! Даже не знаю, как вам сказать. Не потому что она моя дочь, честно. Просто она такая ласковая, такая добрая, такая чистосердечная! Она тянется к нему, но он не принимает ее ни в коем случае... Ума не приложу, что делать...
- Но, быть может, у Павлика есть друзья, - робко спросила Нина Петровна, - с кем-то ведь он дружит?
Алена неуверенно пожала плечами:
- Ну, не знаю...
Нина Петровна очень пристально смотрела на нее. Этот ее взгляд Алена запомнила еще со школы: пытливо - изучающий, как-будто проникающий прямо в душу. Обманывать ее не рисковал никто, потому что всем казалось, что видит учительница буквально насквозь... И на сей раз, похоже, увидела:
- Ты уже многое упустила, моя девочка... Позволь поинтересоваться: ты была разочарована, что родился сын, а не дочь, так?
Девушка почувствовала, что краска заливает все ее лица. Ей показалось, что она, ее учительница, застала ее врасплох!
- Наверное так... Но... Ведь я смирилась и растила его!
- По обязанности? - подсказала Нина Петровна.
- Вот, получается, что да, по обязанности.
Не сказала, а выдохнула.
И тут же почувствовала некое облегчение... Как - будто в душной комнате вдруг открыли форточку!
- Мне бы не хотелось тебя пугать, только ты должна...
- Да, Нина Петровна, да! Все знаю, что вы мне сейчас скажете! Упустила я сына, что и говорить, но ведь можно что-то исправить, так? - Алина торопилась, боялась, что расплачется, настолько захватило ее чувство вины, - смотрите: мы бы с вами очень хорошо смогли бы договориться! У вас отличный опыт работы с детьми! Мне просто позарез нужна ваша помощь. Без вас я не справлюсь. И чужому человеку не смогу доверить! Понимаете?
- Да не волнуйся, моя девочка, помогу, чем смогу.
- Нет, вы не все поняли! Я хочу, чтобы вы переехали к нам жить. В качестве няни, гувернантки, бабушки, как вам удобнее. Не бесплатно! Иначе я не буду даже обсуждать эту тему!
Тут пришла очередь краснеть Нине Петровне:
- Но, моя хорошая... Я ведь работаю, у меня три класса! Нет, это же невозможно... Я не могу подвести своих учеников!
- Так ведь я и не рассчитываю на то, что вы бросите работу! Я знаю, как для вас это важно! Да и ваших учеников не хочется травмировать: для них это будет трагедия... Все, что я от вас хочу-это жить с нами под одной крышей. К вашей школе идет от нас автобус. Нет проблем! Понадобится, буду оплачивать такси! Но, самое главное-вы сможете контролировать детей. Я уверена: вы найдете правильные слова, правильный тон, сможете направить Пашу так, чтобы он смог расслабиться, открыться.
- Да, мы договоримся с ним. Только, Алена, с одним условием: у нас все получится, если и ты будешь слушаться меня. Ты согласна?
И опять краска поползла по лицу Алены, но она нисколько не сопротивлялась. Ведь это был единственно правильный путь к сердцу ее сына. Эта женщина, ее бывшая учительница, безусловно, найдет единственно правильные слова для Павлика. Ребенку нужен друг, наставник.
Она еще не знала о мудром плане Нины Петровны, которая поняла, что здесь проблема не только в мальчике, а и в ней, в его матери, которая искренне считала, что достаточно ребенка одеть, обуть, накормить, искупать, купить все необходимое и все будет в порядке...
Он был лишен самого главного: материнской любви, внимания, участия...
Невольно пришло сравнение с собственным сыном...
Ведь именно поэтому он отдалился от нее.
Вся в работе, поглощенная проблемами и заботой о чужих ей детях, она искренне считала, что он, ее сын, все знает и понимает. Ведь он так старался быть хорошим учеником. Старался быть идеальным для нее, для матери. Чтобы она гордилась им, чтобы радовалась его успехам.
А она... Она все принимала, как должное. В те редкие часы, когда они общались, она рассказывала ему о своих учениках, надеясь, что тем самым подсказывает и ему правильные пути в решении школьных проблем...
А он, вероятно, ждал от нее совсем другого...
_______
Конечно, Нина Петровна переехала жить в семью своей бывшей ученицы. Здесь ей выделили просторную и очень уютную комнату, питалась она вместе со всеми. От денег женщина категорически отказывалась, но Алена нашла выход: завела на нее карту и регулярно перечисляла туда совсем несмешные суммы. А когда она однажды приболела, Алена позвонила ее сыну, Алеше и, не сильно церемонясь, просто потребовала, чтобы он приехал, да не один, а с семьей.
И они приехали. Похоже, именно это обстоятельство и вернуло к жизни пока еще не старую Нину Петровну. Погостили три дня и уехали, совершенно другими, довольными и счастливыми.
Павлик изменился неузнаваемо. Просто потому, что теперь Алена очень много времени проводила именно с ними, своими детьми. В программе было совместное чтение книг, обсуждение, просмотры фильмов и обязательное обсуждение, настольные игры, прогулки в лес, сбор ягод, грибов... Идеи у Нины Петровны никогда не кончались. Но всегда она как-то умудрялась поворачивать любую тему к обсуждению запросов Павлика, или Киры.
Теперь именно их интересы стояли во главе семьи. Мальчик теперь знал, что не только Кира интересна маме, но и он. И теперь совсем по-другому смотрел на свою сестру: оказывается, с ней очень даже можно дружить, играть в разные игры, веселиться, дурачиться...
* * *
Такое вот решение серьезной проблемы нашли наши сегодняшние героини. А как вы справляетесь со своими детками?
Все стали замечать: уж очень сложными становятся наши дети,внуки. Влияние гаджетов, что ли, так сильно на них влияет?
Колючие, дерзкие, порой просто наглые... Никакой помощи по дому от них не дождешься. Но ведь это же наши дети?!!
Жду ваши комментарии, поделитесь!
В начало рассказа сюда: