Найти тему

1895 год январь - май "Перед войной"

В мире состоялось такое важное событие, как открытие Кильского канала. Он позволял Германской империи свободно, без чьих либо разрешений перебрасывать корабли с Балтийского моря в Немецкое море. Кондрат вспомнил ту мутную историю с созданием империи, когда большую часть желающих составили Остзейские немцы, владеющие богатыми поместьями на Северо-Западе Российской империи. Понятно стало чьи солдаты там участвовали, которых даже Наполеон разбить не смог, и в конце-концов проиграл ту войну, которую позже историки разделили на 1812 - 1867 годы. (далее в рассказе используется вот такая система летоисчисления).

1 января утратила силу Австро-сербская конвенция 1881 года, фактически ставившая Сербию под протекторат Австро-Венгрии. 24 января состоялась, предположительно, первая в истории высадка человека в Антарктиде, а плавания остзейского немца Fabian Gottlieb Benjamin von Bellingshausen весьма натянутые на глобус по времени и пространству.

Отношения с итальянцами у испанской короны испортились почти до войны. Пароходы ходить между портами перестали, почта тоже, товары доставлялись через порты третьих стран с уплатой полагающихся пошлин. (про торговлю на Средиземном море в тот период я упоминал в своей книге "Греческая революция и 300 спартанцев", которые имели реальные прототипы не менее 10 раз).

Дон Кондрат сел за расчеты. У итальянцев на начало 1895 года есть 16 броненосных крейсеров, 20 бронепалубных, 23 миноносца, всего 127000 тонн. У нас 4 броненосца, 13 броненосных крейсеров (2 в ремонте), 24 бронепалубных и 57 миноносцев, всего 176000 тонн тоннажа.

Было решено отправить на модернизацию третий крейсер типа "Ковадонга" - "Донна Мария де Малина". И все оставшиеся типа "Дон Антонио де Уллоа": "Рейна Регенте", "Рейна Мерседес", "Ферролано", "Навалз де Толоса", "Гуадина", "Гадитано", "Африка", "Венседора".

В целом, к весне 1895 года Испания руководимая премьер-министром Антонио Кановас де Кастильо и генерал-адмиралом доном Кондратиасом программу перевооружения флота всю почти и сделала, но на стапелях в разной степени готовности находились 2 броненосных крейсера, 15 бронепалубных, 11 миноносцев. Строилось 6 кораблей (три "Ковадонги" для ВМС Нидерландов, один бронепалубный "Исла де Куба" и два полуброненосных "Плюс ультра").
24 февраля — на Кубе в провинции Орьенте вспыхнуло новое восстание против Испании, возглавленное
Хосе Марти, обильно сдобренное американскими деньгами, которые никак не могли смириться с поражением в войне и мечтали о реванше, как построят новый флот.

Генерал-адмирал тем временем пытался сформировать боевые эскадры, из тех кораблей, что находились в портах материковой Испании. Кораблей вроде-бы много, но они разнотипные и находятся в разной степени готовности. Его ставка на модернизацию сперва броненосных крейсеров потом бронепалубных привела к тому, что сейчас надо формировать эскадры, а половина (!!!) бронепалубных крейсеров, которые осуществляют защиту от миноносцев капитальных кораблей, стоит в доках.

Так что, скрепя сердцем, дон Кондратиас был вынужден отдать приказ вернуть с Филиппин десять первых модернизированных бронепалубных крейсеров и остаться там перед японцами с голым задом.

"Но это временно, - рассуждал он, сидя у себя в кабинете (порт Кадис), - вот стоят на рейде четыре моих броненосца: "Пелайо", "Плутон", "Святой Евгений" и "Сао Мигель". К ним спешат из Ла Коруньи семь новых 500 тонных миноносцев капитана Санчоса, а из Валенсии пара крейсеров "Консуэлло" и "Кавадонга". На эскадру назначен вице-адмирал Монтихо де Пасарон. Вторая эскадра, под командованием заслуженного контр-адмирала дона Альвареса, бывшего капитана крейсера "Резолюшен", состояла из семи броненосных крейсеров типа "Сан Кристо де Бургос", яхты генерал-адмирала "Изабелла Франциска", двух американских трофейных бронепалубных крейсеров и семи новых 500 тонных миноносцев и пяти старых".
6 апреля — в Лондоне по обвинению в
«грубой непристойности» арестован Оскар Уайльд. На следующий день суд предъявил ему обвинение в содомии как нарушении норм общественной морали.
13 апреля — Николай II подписал Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении
Русского музея императора Александра III».
17 апреля — подписан
Симоносекский договор, завершивший Японо-китайскую войну. Империя Цин передавала Японской империи остров Тайвань и Пескадорские острова, а также от Китая была отторгнута Корея, получившая независимость.

Подписание Симоносекского договора
Подписание Симоносекского договора

К генерал-адмиралу, только что проводившего эскадру Монтихо де Пасарону прибыл министр иностранных дел и премьер-министр Испании.

"Два часа назад, пришла телеграмма из Рима, что Италия объявила нам войну!" - возбужденно потряс ей министр иностранных дел Хуан де Ла Конча Кастаньеда, - я еще из Неаполя коллекцию статуй и картин не вывез, пароходное то сообщение прекратилось, что прикажете делать".

"У нас есть шансы и выход из создавшегося положения?" - более спокойно спросил премьер-министр Антонио Кановас де Кастильо.

"Выход есть всегда, даже если тебя съели, - спокойно ответил Кондрат этим господам, - ход ожидаемый. Так как какой вывод итальянцы получили от прошедшей японо-китайской войны..."

"Какой?", - спросили оба гостя.

"Страна не обладающая броненосцами, а Италия, как и Япония именно такая, смогла выиграть сражение на море! Половина наших бронепалубных крейсеров - основной силы, что в нашей войне с американцами, что империя Цин - Япония, находятся на стапелях! Так что, для итальянцев, самый удачный момент напасть это сейчас".

"Нам то от этого легче?" - поинтересовался премьер-министр.

"У нас готовы все тяжелые корабли. Дон Монтихо де Пасарон на четырех броненосцах, дон Альварес, который резал американские броненосные крейсера как поросят, на семи броненосных крейсерах, рыщут по Средиземному морю в поисках итальянского флота и жгут тонны угля. Битва покажет прав я был или нет. Всего доброго господа".

"Погодите, погодите, - спросил премьер-министр Антонио Кановас де Кастильо, не желая прерывать разговор, - оба тех проекта кораблей, на которых бороздят бурное Средиземное море наши капитаны, не прошли боевое крещение, а проверенные "Мануэллы" сидят четыре в Бильбао и пара в Ла Корунье. Почему их не используем?"

"Это те, которые тонули как утюги и из 15 осталось 8 ?" - министр иностранных дел Хуан де Ла Конча Кастаньеда не удержался от колкости, - отправить их в бой да и все!"

"Как я Вам их без бронепалубных крейсеров то отправлю? - взбесился Кондрат, - делаю что могу! Один крейсер и семь миноносцев идут из Гаваны. Десять бронепалубных вышли с Филиппин и сейчас прошли пролив у Сингапура и вышли в Индийский океан. Четыре ремонтируются в Барселоне, два в Валенсии, пять в Малаге. Еще надо два - четыре месяца".

"Кстати, вот еще телеграмма. У побережья Валенсии была замечена большая итальянская эскадра, она обстреляла маяк и рыбаков, - протянул телеграмму министр иностранных дел.

Дирижабль примерно такой
Дирижабль примерно такой

"Так что же Вы молчали, - Кондрат выхватил телеграмму из рук растерявшегося министра и побежал к своему дирижаблю (вот отличная статья про них, а вот книга про зарождение и развитие данного вида техники от Бородина до сгоревшего Цеппелина)...