Найти в Дзене
Смысл в кино

Психология фильма "Сын" Флориана Зеллера

После крупного успеха Флориана Зеллера с его фильмом «Отец», у многих было слишком много ожиданий на «Сына». Думаю, именно из-за ожиданий фильм получил довольно посредственные рейтинги и такие же рецензии, а не потому, что фильм плохой.
Это даже в какой-то степени иронично, потому что если отец добился успеха в жизни, то от сына ждут того же или даже бОльшего. С картинами Зеллера вышло то же самое.
И никто не думает, что сын и не должен быть похожим на своего отца, он просто ДРУГОЙ, как и фильм «Сын» просто ДРУГОЙ.

Постер к фильму Сын
Постер к фильму Сын

Сам фильм я посмотрела, поскольку был запрос на его разбор, и этим мы и займемся.

Сразу хочется сказать, что в данном конкретном случае я не хочу говорить: хороший фильм или плохой; кто и как «переиграл», а кто «недоиграл»; кто постарел; когда выйдет «Мать», «Сестра» и «Прабабушка» - такого рода комментарии от интернетных троллей я начиталась в отзывах - и откровенно говоря, никакой информационной нагрузки это не несет.

И стоит ли говорить, что «Сын» снят по пьесе самого Зеллера, который является автором трилогии?
Очевидно, это значительно лучше, когда автор экранизирует свое же видение, чем выслушивать
«Книга лучше». И все переигрывания и недоигрывания связаны именно с тем, что это пьесы, созданы для театра, поэтому на экране мы видим больше театр, чем кино.
Троллинг здесь выглядит странно и неуместно.

Я бы хотела больше уделить внимание психологии фильма.

Хочется отметить, что персонаж Зена МакГрата - Николас абсолютно незаслуженно подвергся буллингу со стороны зрителя, мол, мальчик слишком много ноет и страдает.
Что все эти чувства героя вызывают отторжение, нежели сочувствие.

Кадр из фильма Сын
Кадр из фильма Сын

Во-первых, отсутствие сострадания и негатив в сторону Николаса можно трактовать, как то, что в обществе принято, сравнивать себя, особенно это любит делать старшее поколение с молодежью.
Высказывания рода
"А вот в мое время...", "Мне тоже было тяжело, даже хуже, но я же справился и не ныл", "Молодое поколение такое слабое, мы обречены на вымирание" - все это обесценивание чувств наших детей.

И да, разные старшие поколения действительно справлялись со страшными вещами (если говорим про СССР и РФ): Отечественной войной, голодом после нее, тяжелым трудом, 90ми и многим-многим еще - все это заслуживает уважения и благодарности.

Но все это не значит, что их сила позволяет обесценивать молодое поколение, которое они просто не понимают.

Во-вторых, да, дети сейчас приходят другие.
Времена меняются. Мир меняется. Каждое следующее поколение не оправдывает ожидания предыдущего, и вот крутые бизнесмены как бабки на лавке говорят, какое сейчас новое поколение.
Только никто не учитывает, что ответственность за новое поколение лежит на родителях, которые воспитывают осуждением.

Кадр из фильма Сын
Кадр из фильма Сын

Каждая непроработанная родительская травма перекладывается на следующее поколение и далее, и далее.
Наши дети - это плоды нашего рода.

В фильме четко выражено, что Питер отчаянно стремился показать своему отцу, что он не такой. Что он лучше.
Но по факту нет.
Питер несет мешок обид, который передает дальше по цепочке, только этот мешок становится с каждым поколением все тяжелее.
И прежде чем осуждать детей, которые ни в чем не виноваты, стоит обратиться к себе:
Хотел ли я, чтобы я не переживал те события в детстве, которые пришлось пережить?
Кто-то скажет: Именно это сделало меня сильнее.
Да нет. Не сильнее. Травмированнее - да.
Большинство не справлялось с этим, просто подавляли свои чувства и становились более черствыми.
Это не про силу.
Про силу - это остаться в любви к жизни после всего этого.

Как написала Дж.Роулинг:
"Молодым не понять, как думают и чувствуют старики. Но старики виноваты, если они забывают, что значит быть молодым... а я в последнее время, похоже стал это забывать"
Дамблдор

Современные дети более чувствительны.
Я слышала теорию о том, что сейчас в мир приходит много молодых душ, чтобы трансформировать реальность.
А чтобы трансформировать реальность нужны любовь, эмпатия, сострадание, видение нового мира.
И именно эти качества есть у нового поколения, особенно рожденного после 2000.
Старшие поколения к этому не привыкли, но дальше тренд будет усиливаться. Уже сейчас появляются новые профессии, старые отмирают, бизнес нового поколения делает акцент не только на деньги, но и на пользу, на творчество, на взаимоотношения!

И чувствительность новых детей - это их сила, которой нужно уметь пользоваться и направлять ее в нужное русло.
Как ни крути, современные родители имеют значительно больше возможностей и особенно значительно больше информации о взаимодействии с ребенком.
И это не совпадение, что именно в это время приходят новые дети.
Для них есть плацдарм, вопрос в том, насколько родители будут этим пользоваться и помогать своим детям.

В-третьих, важно отличать детскую манипуляцию от болезни.

Так уж сложилось, что перед
«Сыном» я смотрела второй сезон «Джинни и Джорджия», где как раз раскрыта тема селфхарма (намеренное причинение вреда самому себе). И между прочим, несмотря на комедийное направление самого сериала, драматизма там хватает. В этом сериале очень круто раскрыты взаимоотношения и реакция родителей на то, когда они узнали, что их ребенок подвергает себя физической боли.

Кадр из сериала Джинни и Джорджия
Кадр из сериала Джинни и Джорджия

Возможно, благодаря этому я восприняла проблемы Николаса более серьезно.

Дети, и правда, бывают знатными манипуляторами, они очень сильно чувствуют, когда родители будут вестись на слезы от "Купи игрушку", от маленького падения, от "несправедливого" наказания.
Здесь вопрос разговора с ребенком. Кажется, что они ничего не понимают, но они понимают всё.

Другой вопрос, когда ребенок попадает в сложную и травмирующую жизненную ситуацию. Здесь родителям действительно важно быть внимательными к ребенку и помочь ему справиться с этим.
Особенно, помочь ребенку до подросткового возраста подготовиться к процессу инициации, чтобы переходный возраст прошел максимально мягко.
И да, это возможно.

Кадр из фильма Сын
Кадр из фильма Сын

И вопрос селфхарминга и сопутствующих ему психических расстройств - это не вопрос манипуляции и буллинга за это. Это реальная проблема, с которой нужно обращаться к специалисту.
Это нельзя оставлять на самотек.
Слова "Так нельзя" - не помогут.

Другой вопрос, что Зеллер не дал персонажу раскрыться более глубоко, не дал нам его понять, прочувствовать. А Николас - это центральный персонаж фильма «Сын» - он главное лицо здесь, хотелось бы видеть более проработанную психологию и масштаб проблемы.
И скорее именно из-за этого можно понять низкий рейтинг, а не из-за того, что кто-то переиграл или постарел.
Критика этого фильма Зеллера обоснована с точки зрения того, что он не разобрался более глубоко в сути этой проблемы у подростков.

Именно из-за этого боль можно испытать больше от комментаторов, чем от самого фильма.

Влияние развода

К сожалению, институт брака и семьи претерпевает не самые здоровые времена.
И да, вопрос в том, что сейчас легко как заключить брак, так и расторгнуть его. После долгих лет, когда пары не могли просто так развестись, потому что это осуждалось обществом, и это было не так просто и с точки зрения закона и религии.
Теперь люди получили больше свободы в этом плане, которая существенно портит статистику.

Кадр из фильма Сын
Кадр из фильма Сын

Но вопрос в том, что здоровый институт брака и семьи заключается не в цифрах и статистике, а в отношениях.
И именно с этой точки зрения здоровые времена кажется никогда не наступали. Действительно хорошие отношения в семьях - редкость как раньше, так и сейчас.
Сейчас просто можно не терпеть последствия своих ошибок всю жизнь.
Иногда люди просто расходятся, потому что каждый слишком сильно изменился в процессе жизни, и они должны идти своими путями без обвинений и обид.
Но сейчас не об этом.

Развод - это всегда дело двоих.
Безусловно, он не может не затрагивать детей, если они есть.
И самое главное, что нужно донести до них, что родители разводятся не из-за них, потому что многие многие дети принимают это событие на свой счет.

Какими бы ни были мать и отец - ни один из них не имеет права настраивать ребенка против друг друга. Это настоящая манипуляция.

В фильме мы видим, что Николас испытывает боль за свою мать, что она переживала разрыв очень тяжело и говорила ужасные вещи про отца.
К сожалению, многие женщины так делают, причем не только мамы, но и бабушки добавляют масло в огонь.
Они вываливают на ребенка совершенно ненужную ему информацию.

В мире в целом не выстроена грамотная модель поведения после расставания.
До сих пор в обществе пропагандируется месть бывшим как признак силы, хотя в этом нет никакой силы.
Пропагандируются долгие страдания, нахождение в прошлом, синдром жертвы, обвинения и обиды.
А по сути все это нездоровые модели поведения.
Я не отрицаю переживания после расставаний в целом, но у всего есть предел. И настоящая сила в том, чтобы выходить из отношений в первую очередь с достоинством и уважением к самим себе, с благодарностью за счастливое время и за преподнесенные уроки.

Кадр из фильма Сын
Кадр из фильма Сын

Для детей же важно видеть, что если их родители и расстались, но каждый из них любит своих детей.
Бывают всякие перевесы, где один из родителей очень холоден к своим детям, но это не повод для того, чтобы второй поливал его в глазах ребенка.
Травмирует не столько развод, сколько взаимоотношения разведенных родителей и то, что они позволяют себе говорить ребенку.
Не только родители хотят, чтобы их ребенок был счастлив, но и ребенок хочет, чтобы его родители были счастливы.

Подводя итог, несмотря на то, что Зеллер не дал большинству понять главного героя, нам всем стоит оставаться человечными. От того, кто мы внутри зависит то, кем станут наши дети.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, именно они дают моему блогу развиваться.