Если бы художник изобразил вас так: нос – груша, щеки – яблоки, веки – стручки гороха, а губы – вишенки, как бы вы на это отреагировали? Он что, издевается?
А вот Рудольф II – император Священной Римской империи, вовсе не воспринял такой портрет как карикатуру, не обиделся, а, наоборот, пожаловал художнику Джузеппе Арчимбольдо из Милана титул графа.
Среди художников 16 века дворянство получили лишь трое - Тициан, Джованни Антонио Бацци (по прозвищу Содома*) и Арчимбольдо.
*Про Содома обязуюсь написать.
Но где Тициан с его масштабными картинами, прекрасными девами и изысканными золотистыми тонами, а где Арчимбольдо с его кабачками, вишенками и горошком?))
Однако просто так ремесленника графом не делают.
Возможно, Арчимбольдо мало кто знал, когда он в 1562 в возрасте 35 лет уехал из родного Милана в Вену ко двору Габсбургов.
Составляя свое резюме, выражаясь современным языком, художник указал живопись под №10 в списке прочих умений и навыков, сильно позади архитектуры и скульптуры.
При дворе императора Арчимбольдо оформлял турниры и маскарады; консультировал по покупке античного искусства и экзотических животных, птиц и растений. Это добро в огромном количестве поступало из Нового света.
У императора был зоопарк, сад с оранжереями, где росли редкие растения, цитрусовые деревья, порхали птицы и бабочки.
Сохранились альбомы Арчимбольдо с изображениями всех этих невиданных существ.
Он придумывал коды для тайной переписки, которые невозможно было разгадать.
Он строил мосты через реки и отводил русла рек
Он придумывал геральдические символы, гербы, сочетания цветов для флагов и знамен
Создавал дизайны для изготовления шелковых тканей и гобеленов
И, конечно, писал портреты-композиты и гротески, те самые, из фруктов, овощей и других предметов. Кроме того Арчимбольдо сочинял поэмы к своим картинам (как «Метаморфозы» Овидия)
Его называли Леонардо Габсбургов.
Когда же он вернулся через 25 лет, то был звездой первой величины.
Три поколения императоров Священной Римской империи германской нации воздали должное Арчимбольдо за заслуги перед престолом.
Картина Арчимбольдо – это оптический парадокс. Вы можете увидеть изображение либо целиком, и тогда это голова, лицо, в котором угадывается портретное сходство. Либо вы видите только детали, тогда картина целиком ускользает от внимания. Увидеть целиком и в деталях одновременно невозможно.
Корзина с фруктами разновидность оптического парадокса – перевертыш. Переверните – будет корзина, переверните еще раз – портрет.
Как он это придумал?
Немного подглядел тут и там )) и творчески доработал.
Уберите детей от экранов, сейчас будут картинки 18+
Все началось с рисунка Леонардо да Винчи, который потеряли, но до этого успели изрядно вдохновиться)
Пьетро Аретино создал вот такую медаль с двумя изображениями – своим портретом и гротеском.
Франческо Сальвати нарисовал такой рисунок карандашом
Еще один художник, Франческо Урбини, придумал дизайн, по которому изготовили вот такое блюдо. Смысл аллегории легко считывается, для надежности есть сопроводительный текст: "лучше думать головой, чем..." (мой вольный перевод)
Короче говоря, идея витала в воздухе, но не изображать же императора в таком виде)
Арчимбольдо позаимствовал только форму, содержание принципиально иное.
Идея прославления императорской власти.
Возьмем портрет Рудольфа II. Он представлен Вертрумном – богом, покровителем времен года и даров природы. Кто же обидится на такую аллегорию?!
Но идея еще шире:
Ранее были созданы 4 аллегории времен года и 4 стихии. На всех персонажах королевские гербы и монограммы.
Что это означает?
Даже стихии подчинены императору, они его слуги.
Круговорот времен года обозначает вечность. Габсбурги будут править вечно.
Некоторые гротески носили сатирический характер. Арчимбольдо не был здесь одинок.
В 1577 году Тобиас Штиммер швейцарский протестантский рисовальщик и гравер изобразил папу Римского Григория III в образе Медузы горгоны. Голова обрамлена сатирическими изображениями животных, символизирующими пороки духовенства.
Арчимбольдо, в свою очередь, изобразил вице-канцлера Иоганна Ульриха Цазиса, двуличного царедворца, который плел интриги за спиной императора Максимилиана, в частности, отговаривал его приобретать ценные книги, а сам потихоньку их скупал в свою библиотеку. Говорили, что Цазис любил поесть. Поэтому художник изобразил его с книгами, спрятанными под одеждой, а лицо собрал из еды. Неприятный тип))
Как вам такие аллегории?
Кстати, картины Джузеппе Арчимбольдо в Лувре, вторые по популярности/ посещаемости после Джоконды Леонардо да Винчи, а сувенирные открытки из музейного магазина самые раскупаемые.
Ваш gid_artmoskva