Мурманск в годы Великой Отечественной был стратегически важным городом. Там находилась база Северного флота и крупный незамерзающий порт. Оборона советского Заполярья зависела от Кировской железной дороги, по которой шло снабжение всей советской группировки на этом участке фронта.
Летом 1941 года противник планировал перерезать магистраль и затем уничтожить оставшиеся без боеприпасов, подкреплений и продовольствия советские войска. Однако в действительности замыслы врага потерпели крах — Заполярье стало единственным направлением, где Красная Армия обошлась без катастрофических поражений в годы войны. Свою роль сыграли и железнодорожники, которые на всех уровнях ответственно выполняли свою работу. Рассказываем, как проявил себя в годы войны начальник Кировской железной дороги Павел Гарцуев, и почему противнику не помог выход к этой магистрали в нескольких местах.
Талантливый управленец
Павел Николаевич родился 4 января 1905 года. В 14 лет устроился в депо Петроград-Пассажирский Московский учеником слесаря, где и начался его трудовой путь железнодорожника. В межвоенный период Гарцуев отслужил в армии, окончил институт, получил специальность инженера. В мае 1939 года он был назначен заместителем начальника Кировской железной дороги. Эта стратегически важная магистраль соединяла Мурманск и советское Заполярье со всей страной.
Когда 30 ноября 1939 года началась Советско-финляндская война, железная дорога стала работать на обеспечение фронта в Северном Приладожье и Заполярье. Трудиться приходилось в суровых климатических условиях, которые осложнялись боевыми действиями. Тем не менее Гарцуев успешно справлялся со своими обязанностями, и в конце 1939 года был награжден орденом «Знак Почета». Война закончилась 12 марта 1940 года, а в декабре Гарцуева назначили начальником Кировской железной дороги. Советское руководство оценило его способности в трудный период и решило, что он справится и с новыми испытаниями.
Великая Отечественная
Вскоре началась Великая Отечественная. Гарцуев с 24 июня 1941 года, как только вышел соответствующий документ, перевел железную дорогу на график военного времени. Приоритет отдавался воинским эшелонам, все поезда имели одинаковую скорость движения и технические стоянки. Составы разделялись по двум категориям: для перевозки бойцов РККА и вооружения. Это позволило увеличить количество поставляемых на фронт грузов.
Вскоре фронт приблизился к железной дороге. Основным противником в Заполярье были финские войска. Тем не менее их поддерживало несколько сухопутных немецких частей и авиация Люфтваффе. Немецкие и финские самолеты регулярно совершали налеты на магистраль. Каждый рейс был смертельно опасен, железнодорожники работали на износ. Ранее мы рассказывали о подвиге машиниста Ивана Першукевича, который несмотря на ранения спас эшелон из-под немецкого авианалета.
И все же противнику удалось перерезать магистраль. Финские войска захватили Медвежьегорск, Петрозаводск, Людейное Поле, и сообщение с Ленинградом было прервано. Положение спасла новая ветка, которую построили накануне войны. Она шла по наиболее восточной части Онежской губы и была максимально отдалена от фронта. Это дальновидное решение советского руководства и решило исход боев в Заполярье.
Грузы и составы пошли через линию Сорокская — Обозерская, затем на Вологду и Ярославль. Эта магистраль надежно работала все военные годы, обеспечивала вывоз грузов, поступавших в Мурманск, а также снабжение Северного флота. Гарцуев умело организовал работу многотысячного коллектива, не терялся в сложных ситуациях и принимал верные управленческие решения. В 1942 году за проявленную самоотверженность в организации бесперебойной доставки фронту военной техники, продовольствия и снаряжения был награжден орденом Ленина. Кроме того, свою должность Павел Николаевич с ноября 1941 года совмещал с выполнением обязанностей уполномоченного наркомата по Карельскому фронту.
Гарцуев успешно справлялся со своими обязанностями на протяжении всей войны. За свои заслуги в годы Великой Отечественной Павел Николаевич Гарцуев награжден множеством орденов, в том числе удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Больше историй о фронтовиках и тружениках тыла вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода