Найти в Дзене

Почему наша дипломатия оказалась бессильна и вместо слов заговорили пушки.

В день рождения императора Всероссийского Николая II и по его инициативе 26 государств, а после признания Норвегией независимости от Швеции - 27 государств, выразили свое согласие "положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастья", закрепив данное решение на состоявшейся 18 мая 1899 года Первой мирной конференции в Гааге. Принято считать, что данное событие - есть начало и основа создания комплекса норм международного гуманитарного права.

Когда многие из нас произносят слово Гаага - вряд ли каждый понимает, что наша страна является не просто участником международных процессов, происходящих сегодня в мире, а непосредственным их вдохновителем, идеологом, организатором. Идеи объединения стран с целью мирного сосуществования на планете, облегчения разрешения конфликтов между странами, в том числе, уже участвующими в кровопролитиях, высказаны устами нашего царя. И не только были высказаны, но и стали услышаны, приняты большинством стран, воплощены в исторических процессах государств всего мира. 31-летний государь Николай II, желая жизни, развития, безопасности, процветания, в самом расцвете своих сил, заложил основы международной миротворческой миссии.

Некоторые историки утверждают, что Николай II был вынужден прибегнуть к данной идее в силу сложившейся внешнеполитической обстановки и огромных затрат в империи, связанных с ростом гонки вооружения. Другие историки предлагают такие мотивы Всероссийского императора, как: желание окружить Россию благоприятной международной атмосферой для ее дальнейшего развития и процветания, обеспечить некоторые гарантии сосуществования государств в мире без войн, а в случае последних, иметь общепринятые законы ведения войны. А, самое главное, - стать для всего мира страной - хранительницей идей мира и справедливости.

Император Всероссийский Николай II выбрал и предложил миру Гаагу как место проведения мирной конференции неслучайно.

В то время многие образованные люди, увлекающиеся политикой, были вдохновлены трактатом голландского юриста, философа Гуго Гроция "Три книги о праве войны и мира". Не даром его трактат был переиздан 77 раз. Идеи мира, рассуждения о мире и войне, о правах и обязанностях воюющих сторон были популярны во многих аристократических кругах того времени, включая глав государств, влиятельных государственных лиц. Война - не лучший способ разрешения конфликтов между государствами, - осознавал русский самодержец. "Концепция войны и природной справедливости" Гуго Гроция, с "тремя справедливыми причинами войны", предоженными Гроцием, а также "нормами, которыми должны руководствоваться государства при ведении войн" - три части исследовательской и философской работы юриста, основанной на анализе работ Аристотеля, Цицерона, Плутарха, Тацита, Сенеки, священных текстов иудаизма и христианства, других источников, доступных автору того времени.

Император Всероссийский Николай II также предложил план программы будущей конференции, а подготовку конференции осуществляли под руководством одного из членов совета при МИД России Федора Федоровича Мартенса. Федор Федорович Мартенс был номинирован на Нобелевскую премию мира за заслуги в сфере гуманитарного права, а также за участие в качестве переговорщика в процессе мирного урегулирования международных конфликтов.

Русский посол в Лондоне барон Егор Егорович Стааль был избран в качестве президента Первой Гаагской конференции.

Так наши соотечественники, российские дипломаты, создали великий памятник 19 века, воплощенный в событии, определившим ход истории развития международного права, мирного сосуществования государств, заставляющий нас помнить, что не только каждый человек стремится к миру, но и каждое государство. Даже очень милитаризованное.

А теперь немного психологии.

Сегодня мы все свидетели полного краха российской дипломатии. Все переговоры их устами и использованные методы - не работают. Разрешить конфликт дипломатическими средствами у наших переговорщиков не получилось. Сегодня военные делают то, что должны были сделать наши дипломаты: отстаивают военным путём интересы правящей верхушки страны и интересы политических элит нашего общества. Я не спрашиваю, считаете ли вы этот конфликт зоной ваших интересов. Я спрашиваю, почему наша дипломатия оказалась бессильна и вместо слов заговорили пушки?

Известно, что переговорный процесс может пройти успешно в случае урегулирования возникшего конфликта интересов.

Если интересы сторон конфликта не совпадают, осознаются каждой из сторон как жизнеполагающие, то есть воспринимаются как основа жизни и жизнедеятельности людей, государства, то такой конфликт возможно урегулировать методом обратной поэтапной проработки всех логических ступеней конфликта.

Логический анализ проводится с помощью вопросов, задаваемых переговорщиком инициаторам от последней ступени конфликта до его первой ступени - ступени начала осознания инициаторами ситуации как конфликтной. Применение подобной методики возможно в том случае, если у инициаторов конфликта противоборствующих сторон общие человеческие ценности.

Такие переговоры с инициаторами конфликтов должны вести психологи, владеющие данной методикой, а противоборствующие стороны конфликта должны иметь желание договориться. Работа психолога в подобной ситуации должна начинаться с диагностики наличия такого желания у каждого из инициаторов конфликта. В случае диагностирования отсутствия такого желания - необходимо остановить переговоры и провести работу по мотивированию сторон. Определение инициатора конфликта - также задача, которую необходимо исполнить методами психологической диагностики.

У каждого конфликта есть свой инициатор, а также конкретные участники конфликта - союзники инициатора. У всякого конфликта также есть коридор, созданный, как правило, инициатором конфликта, укрепленный всеми союзниками-участниками конфликта данной стороны конфликта.

Каждая из сторон конфликта находится в своём коридоре, отражающем видимую им действительность и дающем ему отчет о происходящем. У каждой стороны свой, индивидуальный коридор, не пересекающийся с коридором другой стороны конфликта. Создать в этих двух коридорах общее пространство, способное осуществить переходы к позициям противоположной стороны, создать картину общей действительности из двух непохожих - задача и сложная, и простая одновременно. Но об этом чуть позже.

Встречи на уровне дипломатов и переговорщиков, превращающиеся в обмен взаимными претензиями и пересказами своего видения ситуации - не приведут к решению конфликта, так как определить конфликт жизнеполагающим и создать коридор для его существования и жизнедеятельности мог лишь инициатор, имеющий глубокие внутриличностные проблемы, послужившие истоками его конфликтного сознания и конфликтного понимания ситуации.

Жизнеполагающий конфликт - всегда конфликт жизни или смерти, существования или развала, процветания или краха. Все представления о том или ином созданы лишь в голове инициатора. Любая из предложенных характеристик может быть изменена или заменена, если инициатор осознаёт истинную причину вхождения в конфликт и создания им коридора конфликта.

Союзником любого конфликта являются: страсть, ярость, месть, самолюбие, грехи человеческие, желание превосходства, желание доминировать, желание власти и подчинения, другие человеческие скверны несовершенных людей, поиск собственной справедливости и своей правды.

Святой избавлен от страстей и беснований, душевных катаклизмов и внутриличностных проблем, конфликтов и искушений. Святой не материален. Он не лезет во власть, не стремится править страной и миром, присоединять, добывать, отбирать, воровать, властвовать и т.д. Святой априори не может быть нашим правителем, президентом, министром иностранных дел.

Святым не может быть и государство.

Но.

Представим себе некое несуществующее государство, которое, как высокоразвитый и духовнокрепкий организм, избавлено от скверн.

Это государство не желает превосходства над другими. Это несуществующее государство не планирует доказывать всему миру своё величие и значительность. Этому несуществующему государству безразлично, как его оценивают соседи, противники и союзники, потому как такие оценки не ценны в этом государстве и не являются нужными.

У этого государства есть все необходимое, чтобы обеспечить свою безопасность, а не расточать ненужные слова о своей военной мощи и превосходстве.

Словом, представьте такое доброкачественное образование на теле нашей планеты, которое не имеет никаких комплексов неполноценности, внутриличностных проблем, неврозов, залечило вовремя полученные в детстве психологические и иные травмы.

Вероятнее всего, такое государство, в силу отсутствия у оного страстей - не может быть втянуто ни в какие конфликты, так как душа его спокойна и безмятежна, ничто не может изменить ее покой, представления о себе, о своем мире. Такое государство созерцает качественное бытие своих сограждан и позволяет созерцать это качественное бытие своих сограждан другим. Этому государству никому ничего не нужно доказывать. Оно независимо от чьих-либо страстей и спокойно внутри себя самого.

Общие человеческие ценности, вера, культура для мира важнее законов. Законы подвержены изменениям. Отношение к жизни и смерти человеческой - едино всегда. Не справедливость и закон способны решать конфликты, но стремление к жизни, культура, вера. В поисках справедливости мы можем ошибиться. В поисках торжества закона мы можем увязнуть в демагогии. Вопросы "хочешь ли ты быть живым"; "хочешь ли ты убивать других"; "хочешь ли ты жить один, без других людей, в бункере, в подземном царстве, на Марсе" - эти вопросы могут дать искренние ответы и действительно послужить началом настоящих и продуктивных переговоров.

Друзья, если вы не против того, чтобы алгоритм Дзена показал эту статью бОльшему количеству читателей, - прошу вас поставить лайк.