Юлий Капитоныч Карандышев – ключевой персонаж драмы А.Н. Островского «Бесприданница», один из поклонников главной героини Ларисы Огудаловой. Поначалу он бывал в доме девушки в составе многочисленной компании гостей, которая наводняла дом Хариты Игнатьевны. А когда все кавалеры разбежались, он один остался на правах почетного жениха. Оказавшись в центре внимания местного общества, Карандышев прилагает титанические усилия, чтобы показать себя в наилучшем свете и попадает в нелепые ситуации. Герой кончил печально: не выдержав конкуренции сильного соперника – рокового Паратова, он убил Ларису, за что отправится на каторгу.
На первый взгляд Карандышев очень похож на типичного маленького человека – униженного и оскорбленного героя, выведенного А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским. «Маленькие люди» забиты жизнью и страдают от несправедливости общества. Они вызывают у читателей жалость и сочувствие своими несчастьями: станционный смотритель потерял любимую дочь, Акакий Акакьевич Башмачкин лишился шинели, отчего сошел с ума и умер, Макар Девушкин остался без общения с родственной душой – девушкой Варенькой.
Ничего подобного нельзя сказать о Карандышеве. Он полон зависти, тщеславия и желания заявить о себе и, похоже, совершенно не разбирается в людях, раз решился стать членом общества таких личностей, как Паратов, Кнуров и Вожеватов. Читателю трудно сочувствовать такому человеку. Особенно когда он узнает, что Карандышев хотел жениться на Ларисе не только из-за большой любви, но и из-за желания повысить свой статус за счет этой девушки, которая несмотря на отсутствие приданного обращала на себя всеобщее внимание красотой и обаянием.
В отличие от «маленьких людей» Пушкина, Гоголя и Достоевского, Карандышев пытается занять неподобающее ему место в обществе. Станционный смотритель, Башмачкин, Макар Девушкин довольствовались своим положением и начинали действовать, когда теряли то, что составляло смысл их существования в рамках их маленького мирка. Карандышев же хотел расширить свой мирок и явно пытался прыгнуть выше головы. Поэтому этот герой, несмотря на свой статус «униженного и оскорбленного» совсем не похож на «маленького человека». Этим он и опасен: озлобленный раб, получив свободу, становится деспотом. Так и Карандышев, почувствовав силу, пытался подчинить Ларису, что закончилось трагедией.