В выходной мы решили прокатиться в Сортавалу.
Планы были достаточно скромные, тем более с утра зима расщедрилась перед уходом таким снегопадом, что в дороге уже стало ясно, что ехать придется медленно и погулять под мокрым снегом долго не получится.
Но зато благодаря выпавшему снегу впечатления получились такие светлые!
Я словно закуталась в белую пуховую шаль с ажурным узором и выглядывала из этого нежного уюта почти всю дорогу.
Мы решили никуда не спешить- в Сортавале мы бываем частенько, и , как мне казалось посмотрели там всё, что можно.
Буквально пару мест не видели там, вот там и рассчитывали погулять.
И был еще незначительный бытовой интерес- рыбы хотели хорошей купить в Лахденпохье.
Поэтому часто останавливались по дороге.
В Саперном услышали колокольный звон.
Несмотря на Великий пост, в подворье Коневского мужского монастыря по выходным звонят в колокола.
Удалось попасть на утреннюю службу в Храме Коневской иконы Божьей матери.
Очень сильное место.
Неудивительно, что сюда так стремятся попасть люди, которые сами не могут справится со своей бедой. Подворье монастыря по сути реабилитационный Центр для наркозависимых, где они живут по монастырским законам, выполняя послушание и посещая службы.
Многие из них занимаются обустройством территории монастыря, работают на молочной ферме, продукцию которой можно купить здесь же в небольшом магазине.
В Лахденпохье решили посетить Музей Ангелов в полуразрушенной кирхе Яккима, но так мело, что мы быстро поняли, что долго не прогуляем и не решились в начале пути основательно промокнуть.
Вообще я поняла, что в Карелии очень много талантливых мастеров деревянной скульптуры и резьбы по дереву.
За свою поездку мы имели возможность в этом убедиться неоднократно.
В Лахденпохье в музее без крыши мы так замерзли, что с радостью обнаружили, что напротив кирхи открылось уже второе кафе-магазин форелевой фермы в Акуловке.
Конечно же мы решили согреться лохикейтто - вкуснейшей форелевой ухой со сливками.
Петербуржцы, любители этой ухи, ездили раньше отведать ее в Финляндию. Едва переступив порог вожделенного маркета "Лапландия" , большинство сразу направлялись в сторону кафе.
Помним- помним. И мы любили всегда эту уху, особенно вприкуску со свежим хлебушком, сдобренным трюфельным маслом, которое всегда в свободном доступе стояло на столах.
Теперь финны решили отгородиться от нас забором, но мы с легкостью нашли замену их рыбе.
Цены ниже финских. Качество изумительное.
Обратите внимание, сколько стоит полкило икры. И уверяю вас, это не резиновая икорка из финского Дисаса, и икринки тают во рту.
В общем всем любителям рекомендую)
На выезде из Лахденпохьи начинается дорога, которую в Карелии в шутку (но не без оснований) окрестили "Дорогой пьяного финна".
Несмотря на хорошее качество дорожного покрытия, ехать по ней нужно крайне осторожно.
Резкие перепады высот и неожиданные крутые повороты на спуске напоминают аттракцион для экстремалов, но к счастью, это продолжается недолго.
В Сортавале мы сразу отправились на берег Ладожского озера в музей "Бастион", до которого раньше никак не могли добраться.
Это историческая реконструкция лагеря викингов под названием "Крепость Черного медведя".
Обитатели крепости встречают гостей в костюмах эпохи раннего средневековья.
И каждый здесь занимается своим делом.
Все персонажи очень органичные, без театрального напряжения.
Можно посетить разные мастер-классы, а можно просто тихонько наблюдать и впитывать вместе с вкусным ароматом березового дымка атмосферу прошлого этих мест.
По крепости свободно гуляют козы, гуси и утки, приводя в полнейший восторг детей и немного пугая взрослых.
Всё это на самом берегу Ладоги.
Наверное летом здесь очень красиво и еще более натуралистично, но зимой сурово. Крайне сурово.
Под навесом ждут своего часа драккары и лодки.
В крепости можно примерить костюмы, можно брать в руки всё, что видишь( и можешь поднять).
В дружинном зале щедро угощают медовухой, очень увлекательно рассказывают историю этих мест и подробности походов викингов на Карельской земле.
В общем зимой довольно сурово, но познавательно, а туристам с детьми очень рекомендую.
Пока мы гуляли по крепости, метель стихла, и мы немного прошлись по городу.
Сортавала -название финское, очень примитивное. Обозначает дословно "расчищенное место".
Гораздо трогательнее название города в русской версии- Сердоболь. Теплое такое и сострадательное!
Кстати улица Сердобольская в районе Черной Речки в Петербурге названа именно в честь этого уютного карельского городка.
В Сортавале по-прежнему два государственных языка- карельский и финский.
Так уж сложилось исторически, поэтому никаких вопросов у власти не вызывает.
Народы сосуществуют мирно.
Узнала в поездке интересный момент. Оказывается Петра I никогда не интересовала Финляндия как таковая.
И он не пытался расширить границы дальше Карелии по причине низкой социальной активности народа Суоми.
Это были непонятные для него люди.
"Сумь" дословно обозначает "болотные люди". А уж какая социальная активность на болотах?
Излюбленный племенами суми способ существования- одиночные хутора. Кстати и сейчас их много в Финляндии.
Восточнее от Ботнического залива жили племена "еми", и они мало чем отличались от соседей.
Нелюдимые и осторожные, еми предпочитали жить разобщенно, вечно подозревая карелов и славян в коварстве.
А воевали-то они и враждовали исторически в основном со шведами.
А Петр силой никого не присоединял.
Вот такой кратенький экскурс в историю, вынесенный из поездки.
К вечеру опять разыгралась метель, прервав нашу прогулку.
И мы с удовольствием отправились в музей замечательного карельского мастера резьбы по дереву- Кронида Гоголева, придумавшего свою уникальную технологию деревообработки.
Картины его объемны и многоплановы. И очень светлы и духовны.
Много в них как русских новгородских мотивов, так и элементов финского эпоса "Калевала".
Видно, как мастер любил свою землю, как был добр и внимателен к миру.
В 16 лет Кронид Гоголев ушел на фронт, дошел до Берлина. Вернувшись после войны, посвятил себя художественному творчеству.
Оставил после себя в Карелии такое наследие, что город под его картины выделил целое здание.
Вообще ощущение от музея такое, как будто чистой воды испил. На душе так сразу белым-бело, как после снегопада.
Такой вот на этот раз Карелия предстала перед нами, друзья.
Я много писала в Дзене и про Рускеалу, и про Ладожские шхеры, и Сортавалу часто вспоминаю.
Но эта поездка получилась особенной- какой-то тихой и светлой.
Наверное потому, что все мы сейчас неуловимо меняемся и душой тянемся к истокам.
Я очень люблю Карелию и ее жителей.
Это удивительные духовные люди.
При этом все они немного друиды, настолько близки корнями к своим лесам и родной земле.
Оказалось кстати, что даже когда Русь приняла православие, карелы долгое время невероятным образом сочетали веру и традиции язычества.
Очень органично и простодушно. Без бунта, без отрицания.
Просто таково было сочетание священных рун "Калевала" и христианства.
Недавно была у меня клиентка по моей работе из карельской Питкяранты.
Вот сидим мы с ней как-то, я ей объясняю порядок сделки, схему уплаты налога с продажи, а она смотрит на меня широко распахнутыми бирюзовыми глазами и говорит: "Я поняла. Вы лесная фея, ведь правда?"
Вот где тут логика?
Один свет и чистота души. Поистине, "что снаружи, то и изнутри". Если человек сам светел, то и видит всё и всех в этом сиянии.
Спасибо за внимание и доброжелательность, друзья! Не прощаюсь!