Найти тему
Живая Средняя Азия

Почему русские остались в Узбекистане?

Лет десять назад я общался в интернете с одним русским парнем из столицы Узбекистана. Он очень хотел уехать в Россию, но не имел для этого финансовых возможностей. Иван, так его звали, старался накопить больше денег и для этого экономил на всем. В буквальном смысле, несколько ел практически только одни «анакомы». Затем его охомутала одна разбитная барышня, и в скором времени у молодой пары родился ребенок. По объективным причинам, о возвращении на историческую родину пришлось забыть.

Это только одна из многих историй. А вообще, в Ташкенте и по всему Узбекистану живет более 800 тысяч русских и еще половина от этого количества – «русскоязычных», а именно украинцев, татар, корейцев. Вполне неплохо, особенно, если принять во внимание, что местная община уменьшилась всего в два раза после распада СССР. В других странах темпы ее уменьшения были гораздо больше.

Почему же русские не уехали из Узбекистана?

Главных причины три: экономические проблемы 1990-х, нежелание России принимать соотечественников с постсоветского пространства и улучшение ситуации в самом Узбекистане. Давайте расскажем о них подробнее.

Если не считать Казахстана, Ташкент всегда был самым «русским» городом в Средней Азии. Еще в конце 19-го века, когда из-за логистической доступности его избрали административным центром владений Российской империи на востоке. Затем много славян сюда приехало после ликвидации басмаческого движения, чтобы поднимать социальную сферу в новообразованной Узбекской ССР. А в 1940-е годы столица республики стала одним из крупнейших пунктов эвакуации. Причем, ехали сюда не абы кто – тяжелые годы войны московская и питерская интеллигенция просидела именно здесь.

-2

После победы многие решили остаться, привлеченные приятным климатом, доступностью овощей и фруктов и теплым отношением со стороны узбеков. Поэтому, когда не стало СССР, покидать эту гостеприимную страну почти никто не хотел. Хотя, отношение местных сильно изменилось.

Но так было на всем постсоветском пространстве в конце 1980-х и начале 1990-х. А что вы хотите – кризис. Те экономические неурядицы, которые в девяностые были в РФ, русскоязычное население Узбекистана вспоминает со смехом, поскольку в России хоть была работа и, периодически, зарплата. А здесь натурально на какое-то время стало нечего есть – даже при наличии первого и второго.

В то время страну покинула первая большая волна славян и, вообще, европейцев. Русские – в Рязань, татары – в Казань, корейцы ехали вообще куда угодно – от российского Кавказа до Москвы и, собственно, самой Кореи. Но это были либо квалифицированные люди, либо те, у кого имелись родственники, которые помогут устроиться.

-3

Основная масса, «болото», не имела на переезд ни моральных, ни финансовых возможностей. Тем более, что и в России стало несладко, и менять ПМЖ не было смысла. В конце концов, спохватился Каримов, который закрутил гайки и не допустил ни дальнейшего роста национальной напряженности, ни ухудшения экономической ситуации.

С начала 2000-х в Узбекистане, особенно в его столице, стало жить вполне нормально. Особенно для русских, которые были образованными людьми и ценными специалистами. Изменилось и отношение узбеков – национализма, каков он был в предыдущем десятилетии, почти не стало. Правда, коррупции и кумовства уже было побольше.

В начале 2000-х страну покинула еще одна крупная волна эмигрантов – закончился срок, который государство дало на изучение узбекского языка. Но многие из этих людей столкнулись с таким фактом: в России им были не очень рады, и на содействие чиновников рассчитывать не приходилось. Узбекистанские русские это прекрасно заметили, и поток желающих уехать сильно упал.

-4

В итоге, около половины представителей русской общины решило остаться. Здесь они имели работу и квартиру, и многие не желали менять журавля в небе не синицу в руках. В традиционно русскоязычном Ташкенте они вполне благоустроены, с после 2010-х годов на переезд решается уже не так много людей.