Навязчивые состояния могут иметь совершенно нестандартную форму, которую нарочно придумать проблематично. Мне вспоминается один случай, уходящий своей давностью в далекие девяностые.
Была у меня интересная клиентка. Чрезвычайно активная и адаптивная личность, которая быстро сориентировалась в политико-экономической обстановке после развала СССР - и внедрилась в распространенную в то время коммерческую деятельность в статусе челночницы, выезжающей в Польшу и Турцию за модными шмотками (которые потом можно хорошо продать на своей многострадальной родине). Конечно, постоянные разъезды туда-сюда, неудобства в транспорте, неполноценный сон – вся эта изнурительная работа за месяцы истощила нервную систему этой уже не совсем юной дамочки. Но все это было лишь цветочками по сравнению с волчьими ягодками со стороны ее мужа. Не будем уточнять, кем «работал» ее благоверный, но недаром получал хорошие деньги. Несколько раз он пропадал без вести, а потом снова появлялся через несколько недель, то хромая, то с перебитым носом. Как-то раз ее пригласили в морг на опознание. А однажды его заживо закопали в могилу, но ему через пару дней удалось выбраться и приползти домой. Потом еще ей сообщили про реанимацию, добрые доктора показали сине-черное тело любимого под аппаратом искусственного дыхания и посоветовали своего хорошего специалиста по бальзамированию. Но все это уже оставалось в прошлом, взрослая дочь вышла замуж и уехала в другую страну, а наша дамочка с мужем поселилась в роскошном особняке в престижном районе. Все устаканилось, все стало на свои места, включая и новую любимую работу, связанную с туристическим бизнесом. Если бы не….
«Я по своей работе должна часто выезжать в разные страны, чтобы знакомиться лично с условиями проживания там, куда едут отдыхать мои клиенты, - рассказывала она. – И как только я уезжаю, у меня возникает твердая уверенность, что моего мужа давно нет в живых. Я постоянно ловлю себя на этом, а когда я возвращаюсь домой, каждый раз вздрагиваю и покрываюсь испариной, когда вижу его снова».
Этой женщине удалось помочь за несколько дней. Мы написали с ней стихотворение. Вернее, писать пришлось мне с ее слов. Стихотворение получилось далеко не стройное, не высшего, так сказать, пилотажа, но в нем уместилось все, что смогла выплеснуть она в ритмической форме. Она быстро выучила стихи наизусть и, когда ловила себя на навязчивом чувстве несуществующей потери, начинала читать и про себя, и даже вслух – в зависимости от ситуации. И вскоре все вошло в норму, какая и должна была быть. Вот эти «живые помощи», что мы с ней сотворили.
Все время забываю, что ты жив,
Я столько раз тебя похоронила.
Но ты, как въедливый мотив,
Все оживаешь с новой силой.
И я, из странствий воротясь
В наш дом, что чудится пустынным…
И ты, стократно воскресясь,
Меня опять встречаешь сигаретным дымом.
Ты снова здесь, опять со мной,
Мой свет, мой бог, мой царь, мой Феникс –
И снова я перестаю себя считать вдовой,
И снова я перед тобой разденусь.
Продолжение темы навязчивых состояний следует.
- Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.
- В полном объеме читайте нас на: http://otverhovnoy.ru/