Найти тему

Персефона: зависимая маменькина дочурка и... могущественная хозяйка подземного царства. (Кто вы из греческих богинь? Ч. 7)

Оглавление

Ура! Продолжаем увлекательнейшую тему женских архетипов.

На очереди — образ Персефоны, богини не очень известной, но как образ имеющей большое влияние на развитие любой из нас.

И прежде чем начать знакомство с архетипом Персефоны, рекомендую прочитать вот эту вводную статью для определения наиболее близкой вам богини. Если вы впервые на моем канале, то без изучения этого материала вникнуть в суть статьи будет сложновато.

Также отмечу, что при написании статей «Кто вы из греческих богинь?» я опираюсь на работы психиатра Д.Ш. Болен, которая предложила интересную теорию женских архетипов на основе популярных мифов Древней Греции.
По ее мнению, в современной женщине еще при рождении так или иначе заложены 7 архетипов, или моделей поведения в тех или определенных ситуациях. Так вот, один из них отражен в истории и характере Персефоны.
Что же это за богиня и как и в каких случаях она проявляется в нашей жизни? Какие сильные, а может, и не очень стороны подсвечивает?
Так представляли себе скромную Персефону наши предки. Фото из интернета
Так представляли себе скромную Персефону наши предки. Фото из интернета

Описание

Персефона (рим. Прозерпина или Кора) — дочь богини плодородия Деметры и жена бога подземного царства Аида. Изображается и как молодая целомудренная девушка, и как богиня в летах, управляющая царством мертвых.

Традиционные символы Персефоны: гранат, зерновые, злаковые культуры, нарцисс.

Повторю — при том, что имя Персефоны не на слуху (в отличие, например, от двенадцати богов-олимпийцев), в древности ее очень почитали. И возвращение богини на землю после долгого заточения в царстве Аида метафорически воспринималось как возрождение, возвращение жизни после смерти.

Происхождение

Мифов о Персефоне немного.

Известно, что она — дочь Зевса и его сестры Деметры. Также нам знакома история ее похищения Аидом. Подробно она описана вот в этой статье:

Напомню, что бог подземного царства украл Персефону, когда она гуляла по лугу вместе с матерью. Деметра была столь безутешна в своем горе от потери дочки, что чуть не уморила голодом все человечество. Когда же Зевс внял ее скорби, послал к Аиду своего гонца Гермеса.

Аид не мог отказать громовержцу, но прежде чем отпустить жену наверх, дал ей съесть несколько гранатовых зернышек, символизирующих супружескую верность. С тех пор две трети года Персефона проводит с матерью на земле, и вся природа радуется. А одну треть — вынужденно — с мужем.

При этом интересно, что, хоть с Аидом она живет «набегами», все герои, спускающиеся в царство мертвых, всегда встречают ее там. Впрочем, понятие времени в мифах, легендах и сказках весьма относительно, поэтому логики искать здесь не нужно. А вот запомнить, что архетип Персефоны всегда стоит рассматривать без отрыва от мамы и мужа, — для осмысления дальнейшей информации просто необходимо.

Архетип

Персефона как поведенческий архетип — это податливость в поступках и пассивность в отношениях.

Это Золушка или Русалочка, ждущая своего принца. Это Спящая красавица, которую разбудит только королевич.

К слову, архетип Персефоны по Болен сильно созвучен с архетипом Принцессы по Юнгу, так что нет ничего странного в том, что первые примеры, которые приходят здесь в голову, — это примеры сказочных принцесс. Но мы проследим за тем, как архетип Персефоны может проявляться в реальности.

  • Римское имя Кора означает «юная девушка», т.е. фактически своего имени, своего «я» у нее нет. И в первой своей ипостаси она именно такая: нерешительная, инфантильная, вечно ожидающая от кого-то действий.
  • Безусловно, Персефона зависима от своей матери. Думаю, не нужно комментировать этот пункт долго, ведь мы уже знаем, как богиня распределяет свое время между мамой и мужем.
  • Следующая сторона архетипа Персефоны — это женщина-ребенок, которая, вне зависимости от биологического возраста, не понимает своей привлекательности и красоты. Нет, она может испытывать желание понравиться мужчинам, но, пока Персефона внутри преобладает, о страсти и чувственности говорить не приходится.
  • Вспоминая исследования психолога М. Хардинг, Д.Ш. Болен называет Персефону еще и «женщиной-анимой», или тенью мужчины. Вот и наша героиня, несмотря на особые отношения с Аидом, во время нахождения рядом становится этаким хамелеоном. Так и женщина с выраженным архетипом Персефоны молча подстраивается под ожидания, увлечения мужа, становясь в итоге придуманным им образом.
  • Персефона, пусть и вышла замуж против своей воли, полноценная хозяйка подземного мира. И это — следствие долгого опыта и личностного роста. Метафорически в нашей с вами жизни под подземным царством можно понимать личное и коллективное бессознательное. А образы, которые живут там, часто находят выражение в наших сновидениях. Получается, современная женщина с сильно проявленным архетипом хозяйки царства мертвых может стать проводником между реальностью и глубинным внутренним миром. Персефоны интуитивно знают все лабиринты «подземного царства» и, например, становятся хорошими психотерапевтами.
  • Если относить Персефону к какому-то времени года, то она, конечно же, воплощенная весна. И как весна Персефона проявляется в женщинах после периода лета-выгорания, осени-угасания, зимы-заморозки. Она — сама жизнь, и если вы храните в себе эту богиню (разумеется, в определенном «объеме»), то вам крупно повезло.

Вообще, развивая свою внутреннюю Персефону вкупе с другими шестью архетипами, можно добиться потрясающих результатов — вплоть до экстрасенсорных способностей. Но для этого важно принять свою восприимчивость, податливость как силу, а «отлучки» под землю — не как заточение, а как целебные передышки перед яркими актами творчества и полной жизни. Ну и, конечно, доверять собственной интуиции и снам.

Попробуем разглядеть в себе эту богиню, проследив ее в динамике взросления.

Женское начало

Детство

Маленькая Персефона — хрестоматийная принцесса в розовом платье с оборками, с копной кудряшек и красивым бантиком, блестящих туфельках. Это «хорошая девочка», покорно подчиняющаяся окружающим. Например, маме, которая сплошь и рядом повторяет: «Ну я же говорила! Почему ты не спросила у меня?» и, тщательно следя за первыми шагами = падениями дочки, заранее ставит знак равенства между самостоятельностью и интересом к новому с неудачами.

Иногда Персефона — это интроверт от рождения. И тут родители (особенно мать) могут путать ее наблюдательность с робостью и насаждать активные действия: «Давай-ка пошустрее!». И тем самым стимулировать пассивное подчинение.

А могут поддержать скромного, немногословного ребенка и деликатно помочь с самостоятельным принятием решений в дальнейшем.

Юность и средний возраст

Взрослея, Персефона не теряет своих врожденных качеств и все так же связана с мамой. «Как положено друзьям, все мы делим пополам» — помните такую детскую песенку? Именно так юная Персефона живет с мамой: делит не только быт, но уже и делится секретами личной жизни. Мама девочки — из тех, кто знает о ее первом свидании все и даже больше.

Как вы понимаете, это не очень хорошо. Ведь, фактически проживая первую влюбленность дочери как свою, мать при обсуждении автоматом передает ей свои боли, опасения и негативные переживания. А «персефоны» впитывают все как губки!

Что касается обучения в средней школе и далее — в институте, то этот процесс для нее метафорическая прогулка по цветущему лугу, не более того. Персефона ходит в школу веселиться, наслаждаться, но не учиться ради знаний. Вероятнее всего, домашку она списывает или получает у других. А выбирая профильные дисциплины, повинуется каким-то веяниям, а не своему разуму.

Зрелость и старость

Ветреность, склонность следовать за другими сохраняется в Персефоне и в более зрелом возрасте.

Так, она может быть непоследовательна в выборе работы, часто ее меняет — и потому что находит ее неинтересной, и потом что в силу особенностей характера просто не справляется с задачами.

Если Персефона все же работает, то ей нужен сильный наставник, который будет говорить, куда, зачем и как. При этом долгосрочные проекты с долей самостоятельности не для нее: пропустит, «загуляется на лугу» и забудет.

Да и в целом профессиональная состоятельность не имеет для нее особой ценности. За одним исключением — если она не связана со сферами искусства, самопознания, психотерапии или экстрасенсорики, т.е. тем самым «подземным царством». Попадая в нее, Персефона-Кора оказывается в своей стихии и полностью в ней растворяется.

Персефоны стареют.

Точнее, оставаясь юной внутри, Персефона так или иначе замечает, как стареет ее тело, и это наблюдение доставляет ей много неприятностей — от крушения иллюзий и депрессии до ненормального стремления к сохранению молодости (пример — перебор с пластическими операциями).

К закату жизни Персефона может, как и любая другая богиня, прийти разными путями. Допустим, принять свое старение — и остаться вечно молодой в душе миловидной старушкой. Или стать почтенной матроной, имеющей доступы к тайнам любой души.

Наиболее печальный вариант — продолжительная депрессия так и не сумевшей адаптироваться в «подземном царстве» женщины.

Отношения

В отношениях Персефона ведома — в том числе дружеских. К примеру, ее подругой чаще всего становится сильная личность, этакая подруга-мама. При этом, иногда сама того не ведая, Персефона сама привлекает подруг как образец — своей женственностью, хрупкостью, и получает соответствующее расположение к себе.

В отношениях с мужчинами Персефона — застенчивая, беззащитная дева. И привлекает она или таких же юных и неопытных, или, наоборот, взрослых сильных мужчин, которых вдохновляет, очаровывает юность и невинность и которым некомфортно со «взрослыми» (ровесницами) женщинами.

С первыми Персефона познает мир на равных, со вторыми проявляется как ее прапредок — в патриархальной подчиненности.

Именно момент замужества может быть якорем сепарации, отделения Персефоны от матери. В этом случае девушка выбирает партнера, который заведомо не нравится ее маме (как Аид Деметре). А мама, конечно, начинает атаковать! И вот тут-то Персефона впервые показывает характер: ага, она, оказывается, может не подчиняться.

И совершенно не обязательно она будет бунтовать, убегать из дома и т.д. Если архетип Персефоны по-прежнему силен, то девушка внешне согласится с мамой и «откажется» от избранника, но вот тайно будет убегать к нему на свидания. А когда все же настанет час, чтобы открыться, ей предстоит сделать выбор: либо мама, либо мужчина.

Выбрав маму, она признает свою покорность и продолжит жить как раньше.

Выбрав мужа, она переходит в новый этап жизни. Здесь нужно понимать, что даже «выбирая» замужество, Персефона на самом деле не выбирает. Это будущий муж уговаривает — настаивает — инициирует их брак. Она лишь принимает его, часто будучи не уверена в верности своего решения.

И тут разворачивается сценарий мифа, где в самом начале совместной жизни Персефона будет обвинять мужа в своем «похищении», в разрушенной жизни, в постели вести себя как уязвленная, вынужденная терпеть, а мысленно возвращаться в прежнюю жизнь.

Впрочем, если верить тому же мифу, в один прекрасный момент она примет и этот этап и в конце концов станет той самой королевой необъятного подземного царства. Вместе с этим статусом, скорее всего, раскроется и неведомая ей ранее собственная чувственность, сексуальность, также весомо поднимающая Персефоне самооценку.

Дети

Согласно преданиям, у Персефоны и Аида не было детей.

У земной же «персефоны» дети быть могут, вот только она не будет ощущать себя мамой, пока не разбудит в себе архетип, допустим, Деметры. Зато если ее собственная мать — типичная Деметра, то как бабушка она всячески будет поучать свою дочку обращаться с ребенком, тем самым еще больше отдаляя ее от своего чада.

Сами же детки, вырастая, меняются ролями с зависимой мамой. В известном фильме «матерью у них был Новосельцев», а вот у Персефоны матерью бывают и как непосредственно мама, так и ребенок.

Но и у этой медали есть две стороны: Персефона может со временем оказаться загнанной в угол своим же, более властным и активным, сыном / дочерью, а может со своим неземным обаянием интроверта стать для детей вдохновением и образцом для подражания.

Родители

Главный человек для Персефоны — это мама, и часто окружающие (да и они сами) воспринимают эту пару как единое целое.

Так, например, выбирая для дочки кружок, наряд или друзей, мама-Деметра делает это с такой любовью, будто для себя. Мама-Афина, вероятнее всего, удивится, обнаружив, что ее дочь — принцесса-Персефона, а потом начнет злиться из-за нерешительности своего ребенка (она-то, мама, совсем другая!). А если мама — Артемида, то рано или поздно будет взращивать в своем продолжении силу воли, свободу и т.д.

А девочка, вне зависимости от того, какой архетип преобладает у ее мамы, будет соглашаться с маминым выбором, реакцией или оценкой, и в ее голове не возникнет даже мысли, что та может быть не права. И ее сговорчивость — врожденная, а следовательно, искренняя.

Если говорить об отношениях Персефоны с папой, то можно обойтись одним словом — они отчужденные. Сильной связи нет, и папа, даже если он живет в семье, жизнью дочери особо не интересуется: знает, что за него все сделает жена.

Под идеальным контактом Персефоны с родителями Д.Ш. Болен понимает тот, в котором присутствует уважение и доверие папы и мамы к своему ребенку.

Психологические трудности

Несмотря на то, что уязвимых богинь — три, Персефона разительно отличается от Геры и Деметры.

Если разгневанная жена и разъяренная мать в своей обиде полны энергии и готовы свернуть горы либо буквально уничтожить жизнь на Земле, то вечная мамина дочка... пассивна и податлива.

Посмотрим, как это состояние «ни рыба ни мясо» мешает ей в жизни.

  • До последнего идентифицируя себя как Персефона, современная девушка рискует не справиться с адекватным переходом во взрослую жизнь. Так кто-то в погоне за «цветущими нарциссами» упускает момент для зачатия, вынашивания и рождения ребенка. Кто-то, сторонясь самой идеи брака как похищения своей молодости, так и останется одна. А кто-то вдруг увидит в зеркале не юное создание, а пожившую свое женщину с морщинами и первыми седыми волосами, и ужаснется. Избежать таких нелицеприятных событий можно следующим образом: своевременно брать на себя ответственность за свою жизнь и самостоятельно принимать решения. То есть подключать сильные стороны остальных архетипов.
  • При всей своей искренней покорности Персефона все же подвержена лживости, изворотливости и манипуляциям. Зависимая от мамы, мужа, подруги и т.д., она все же имеет свои желания и потребности. И чтобы удовлетворять их, приходится ухитряться: льстить, врать, намеренно подстраиваться под другого и т.д. К слову, чрезмерное желание угодить кому-то может вылиться в чрезмерное самолюбование, или нарциссизм. Другими словами, лживость как психологическая ловушка может быть чревата для Персефоны потерей себя в угоду окружению.
  • Мы уже говорили выше, что Персефона склонна к депрессивным расстройствам: даже в мифе говорится, что находясь первое время в плену Аида, она ничего не ела и в царстве мертвых внешне почти ничем от теней этих мертвых не отличалась. Так и в жизни — впадая в депрессию, Персефона не бросается драму, а тихо, но перманентно, увядает как цветок, никого, кроме себя, в своих бедах не обвиняя. Девочки-Персефоны в такие моменты прячутся в дальних комнатах. Более взрослые уходят грустить в леса, в глушь, туда, где их никто не найдет. Крайнее состояние здесь — психоз, который излечим только в следствие долгой, глубокой терапии.

Пути развития

Ну а теперь — о хорошем.

Как девушке с выраженной внутренней Персефоной не зайти в тупик, как не оказаться заложницей подземелья и за более сильными фигурами не потерять себя?

Первый и главный ответ вы уже знаете: ей нужно раз за разом учиться брать на себя ответственность и принимать решения от своего сердца, а не потому что «мама так сказала».

Иногда для этого нужно вырваться из уз брака или плена матери, но, как всем известно, болезнь лучше не лечить, а предупреждать. Так и тут, зная о подводных камнях архетипа Персефоны, лучше заранее подложить соломки. Вот несколько вариантов.

  • Юная Персефона-Кора, которая так или иначе будет связана с мужем-Аидом, в силах превратить свой «ужасный» брак в связь, полную любви. Для этого ей нужно решиться на трансформацию в страстную, чувственную женщину. Для этого... подключаем Афродиту, алхимическую богиню, о которой мы поговорим в следующей статье. «Смесь» девственной Коры и сексуальной Афродиты дает потрясающий эффект и позволяет по-новому посмотреть на супружеский долг и самого мужа.
  • В подземном царстве Аида близкой подругой, наставницей Персефоны стала Геката — богиня магии, колдовства и таинственной Луны. Геката не входит в семерку архетипических богинь, но если тема вам актуальна, прочитайте о ней и постарайтесь подружиться. Склонность к исследованию глубин подсознания отличает Персефону от других, это дело вдохновляет ее, и помощь Гекаты и ее знаний здесь неоценима. Эти знания способны развивать еще более глубокие возможности — например, экстрасенсорные.
  • Как хозяйка подземного мира (читай — человеческого подсознания) Персефона способна стать проводником туда, медиумом. Для этого ей свое царство нужно... принять и полюбить. Иначе говоря, сознательно спуститься туда, осмотреться, освоиться и вместо плена заметить бездонный горизонт. А вернувшись оттуда, стать

Домашнее задание

Если вы дочитали эту статью, то наверняка отождествляете себя с Персефоной. В качестве домашки предлагаю экспресс-практику с метафорическими картами. Благодаря ей вы четче выявите и обозначите свою внутреннюю Персефону.

Задание предельно простое: смотрите на карту и отвечаете себе на соответствующий вопрос.

В следующей статье из цикла «Кто вы из греческих богинь» мы познакомимся с Афродитой, последней из семи богинь, а далее будем работать с картами и другими инструментами более часто. Пусть эта практика будет стартовой.

Итак, смотрите на карты и, используя информацию из статьи, честно себе отвечайте.

Карты из колоды ANGEL. Фото мое
Карты из колоды ANGEL. Фото мое

Карта 1

  • Как изображение на карте характеризует вас как Персефону?
  • В какие периоды жизни архетип проявлялся в вас ярче всего? Почему?
  • С кем из окружающих вы сильнее всего чувствуете себя Персефоной?

Карта 2

  • Какие трудности вы испытываете, когда в вас преобладает архетип Персефоны?
  • А какие положительные моменты?

Карта 3

  • Как вы можете сбалансировать влияние на себя Персефоны?
  • В чем она может быть вам полезна и каким образом?
  • Как вы можете использовать внутреннюю Персефону для улучшения своей жизни?

-----------------------------------------

Ваш лайк, а тем более комментарий и подписка, вдохновляют меня чаще делиться полезным и интересным материалом:) Так что смело делитесь!

  • Почитать об охотнице Артемиде можно здесь>>>
  • Познакомиться с мудрой Афиной — здесь>>>
  • Прикоснуться к загадочной Гестии — здесь>>>
  • Зарядиться энергией страстной Геры — здесь>>>
  • Вдохновиться материнской любовью Деметры — здесь>>>