Осенью прошлого года авторынку России предрекали скорый дефицит новых машин. К началу 2023-го запасы дилеров должны были иссякнуть, но этого не произошло. Сегодня, помимо старых остатков, дилеры продают китайские автомобили от официальных импортёров, а также европейские, корейские и японские модели, которые ввозятся по схемам параллельного импорта. Мы выяснили, что сегодня происходит на рынке.
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
Будет ли дефицит?
Уход или приостановка деятельности большинства авторендов обрушили российский рынок, но полного коллапса не случилось. Дилерские центры продолжают работать, и купить можно почти любой автомобиль.
Руководитель дилерского направления сети Fresh Auto Денис Решетников подтвердил, что машины действительно заканчиваются, но на складах всё ещё есть остатки. «На мой взгляд, более жёсткого дефицита не будет, его мы уже пережили. Остаётся параллельный импорт, хоть он и зависит от курса валют и сейчас не так выгоден, как в марте-апреле 2022 года [тогда рубль был крепче, — примечание редакции]. Но и без этого у дилеров есть что предложить клиентам: машины китайских производителей, новые локализованные модели», — считает эксперт.
С этим согласен и заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков: «В ближайшие месяцы на рынке нет перспектив появления жёсткого дефицита автомобилей. Параллельный импорт, безусловно, помогает решать вопрос с наличием. Дилеры и дальше будут развивать, налаживать поставки по данной процедуре».
В ГК «АвтоСпецЦентре» добавили, что положительно повлиять на динамику продаж сможет грядущий выход на рынок иранских брендов, а также появление новинок марок Chery, Exeed, Changan, Omoda и Tank.
Что есть в наличии?
По словам представителя Fresh Auto, на текущий спрос автомобилей в России хватает. Более того, начинает складываться по-настоящему конкурентная среда по тем брендам, которые есть в наличии: Haval, Chery, Geely и недавно вернувшийся «Москвич». Система параллельного импорта пока работает более эффективно в премиальном сегменте. Такие машины завозятся штучно, под заказ конкретного покупателя.
«Ввозить массовые автомобили по-прежнему сложно и невыгодно, как для дилеров, так и для конечных потребителей», — поясняет Денис Решетников.
Среди массовых брендов самый большой ассортимент — в салонах китайских марок, подтвердили в «АвтоСпецЦентре». В дилерских центрах компании представлено более 350 автомобилей брендов Haval, Chery, Exeed, Changan и Geely. Машин брендов Infiniti, Skoda и Volkswagen остались считанные единицы и, по прогнозу дилера, в 2023 году доля китайских автомобилей в массовом сегменте будет только расти.
Представили «Автодома» сообщили, что имеют в наличии более ста автомобилей BMW. Такие же запасы сформированы по Audi. Благодаря параллельному импорту дилер и сейчас привозит автомобили европейских брендов Audi, BMW, Mini, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar и Land Rover. Большинство этих машин приезжает из стран ближнего зарубежья и Азии.
Про большой запас машин на складах говорят и в «Авилоне». По словам заместителя гендиректора по продажам новых автомобилей Алексея Старикова, ситуация варьируется от марки к марке, но в среднем запаса хватит на 3–5 месяцев торговли в текущем режиме.
«Мы ожидаем поставку большого количества новых моделей: Volkswagen Bora, Tayron и Talagon, Volvo XC90 и XC60, Mercedes-Benz V-класса, Toyota Camry, FAW B70, Jetta VA3, Hongqi H9 и Hongqi E-HS9. Кроме того, к покупке будут доступны электрические модели Volkswagen ID3, Polestar 2, Zeekr 001 и HiPhi X. Мы также импортируем Range Rover и Land Rover, Cadillac Escalade и другие люксовые модели. На все модели действует гарантия», — поделился Стариков.
Где берут машины небольшие ДЦ?
Дилеры поменьше для ввоза новинок по параллельному импорту пользуются услугами перекупщиков — частных лиц, которые поштучно или небольшими партиями привозят иномарки из Казахстана, Кореи, Белоруссии, Грузии, Армении и других стран. Новый автомобиль переоформляется с физического на юридическое лицо и выставляется как машина с небольшим пробегом и страховой гарантией.
«Дилеры действительно покупают автомобили у перекупов, и в этом нет ничего страшного. Такой посредник вполне может стать очень полезным для дилера, если покупает автомобиль в одном регионе и продаёт дилеру в другом. Либо просто предлагает дилеру автомобиль, который устраивает по состоянию и стоимости», — объясняет директор «Авилон Автомобили с пробегом» Николай Баскаков.
По словам эксперта, закупками автомобилей у перекупов занимаются те дилеры, кто ещё не организовал команду выкупщиков, которые работают с владельцами автомобилей в других странах. У всех крупных игроков рынка собственные посредники уже есть.
Будут ли расти продажи?
Представители «Автодома» спрогнозировали низкий покупательский спрос при отсутствии централизованных поставок европейских автомобилей, поэтому положительной динамики продаж в 2023 году не ждут. Покупатели будут отдавать предпочтение автомобилям китайских брендов. Тем более, количество продавцов этих марок с начала 2022 года выросло на 30%.
Несмотря на то, что за рубежом можно купить автомобиль по приемлемым ценам, таможенные пошлины остаются высокими, что негативно влияет на розничную стоимость в России. Об этом заявил представитель Fresh Auto. По мнению эксперта, цены останутся высокими, а на рынке в ближайшее время будет доминировать сегмент машин с пробегом.
«Перекос в продажах уже произошёл, доля продаваемых дилерами автомобилей с пробегом практически сравнялась с новыми. В сегменте машин с пробегом лидеры остались прежними: Kia, Hyundai, Lada, Toyota, Nissan, а в сегменте новых — те, что есть в наличии. В 2023 году спрос будет зависеть от ставок по кредитам, наличия автомобилей и их стоимости, которая может увеличиться», — заявил Денис Решетников.
А вы планируете покупку новой машины в ближайшее время? Поделитесь в комментариях!