Найти в Дзене

Самые крупные погромы танков Вермахта на Восточном фронте

Я уже много лет разбираю все известные случаи Великой Отечественной войны, когда немцы потеряли в одном бою большое число танков. Понятно, что «большое число» —весьма неопределённо звучит вроде. Но на самом деле, думаю, всем понятно о чём речь.

Сложность заключается в том, что если брать газету «Красная звезда», то там пруд пруди рассказов об уничтожении в одном бою полутора-двух десятков (а то и больше) танков. Каждый из этих случаев я пытался максимально подробно разобрать на основе наших и немецких документов.

Пока нашлось лишь три, когда действительно танки жгли наши бойцы и командиры на поле боя, а не журналисты на страницах газет.

Давайте рассмотрим их в хронологическом порядке.

Случай первый наиболее известен широкой аудитории, поскольку на его основе основан один из наиболее ярких эпизодов замечательного фильма «Живые и мёртвые».

Дело было во время немецкого наступления на Могилёв. Позиции в районе села Буйничи занимал 388-й полк 172-й стрелковой дивизии, которым командовал полковник Семён Фёдорович Кутепов. На самом деле это было то, что в Вермахте именовалось «боевой группой». Полку были приданы по одному дивизиону 340-го и 493-го артиллерийских полков той же 172-й дивизии, а также 200-й дивизион противотанковой обороны, приданный из 110-й стрелковой дивизии. Немцы позиции полка изначально не атаковали, так как переправлялись через Днепр, чтобы окружить Могилёв по левому берегу.

Однако 12-го июля по правому берегу Днепра в район Буйничи вышли две боевые группы 3-й танковой дивизии неизвестного тогда никому генерала Моделя. Разведка у немцев действовала безобразно, мотопехота отстала, в результате в чистое поле выехала танковая рота. Где для начала четыре танка сразу подорвались на минах. А потом начала работать наша артиллерия. В ходе жестокого боя (наши потери тоже велики) немцы потеряли 17 танков, из которых только два эвакуировали с поля боя. Ещё один танк, числившийся в потерях за этот день, застрял в болоте. Судя по фото, были и подбитые бронетранспортёры, но их немцы не упомянули.

Подбитые немецкие танки запечатлены на известном фото из газеты «Известия»:

-2

На самом деле, это фотомонтаж. Легко обнаружить, что некоторые фото повторяются. Но от этого их ценность не меняется, фото танков, сделанные Павлом Трошиным, подлинные.

-3
-4
-5
-6

Случай второй почему-то гораздо меньше известен.

Этот бой произошёл 12-го сентября 1941 года, в ходе операции по прорыву Блокады Ленинграда. Кого-то удивит эта дата, ведь в тот день немцы ещё даже не дошли до Пулковских высот, даже не подошли к Урицку, ещё только собирал вещи Жуков, чтобы принять командование Ленинградским фронтом. Однако 54-я армия маршала Кулика уже вела наступление, с попыткой прорвать Блокаду.

Немцы в долгу не остались и перешли в контрнаступление.

Боевая группа 12-й танковой дивизии заняла деревню Хандрово

Туда же подошли наши танки 122-й бригады (3 КВ-1 и 8 Т-34), с двумя ротами мотопехоты, 1-я горнострелковая бригада, сводный отряд 310-й стрелковой дивизии, подтянулся бронепоезд войск НКВД № 82 и 2-й дивизион гвардейских миномётов.

Как только немцы вышли из занятого Хандрова, они попали под огонь наших танков. У них имелись лишь лёгкие машины, большинство чехословацкого производства, потому советские танковые пушки оказались для них смертельны. Затем внесли свой вклад «Катюши», пушки бронепоезда, в атаку пошла и пехота.

Немцы списали 20 танков после боя, но какое-то количество ещё они смогли эвакуировать. По советским документам потери немецкие указаны в 25 танков. Истина где-то посредине, но в любом случае сомневаться в том, что это было настоящее побоище — не приходится.

Тем более, что в Хандрово оказался известный военный фотограф Александр Устинов, который сгоревшую немецкую технику запечатлел и в газете «Правда» опубликовал.

-7
-8
-9
-10

Ну и ещё один известный случай переносит нас под Москву, точнее под Малояраславец, в октябрь 1941 года. Малоярославецкий укреплённый район удерживали сравнительно немалые силы: 312-я, 110-я, 53-я и 113-я стрелковые дивизии (две последние сильно потрёпанные), полк и артдивизион Подольских курсантов, два артиллерийских и гвардейский миномётный полки, четыре артиллерийских полка ПТО, две танковых бригады, три пулемётных батальона и восемь огнемётных рот, и это ещё не всё.

Немцы всё это в лоб штурмовать не стали. 15-го октября части Вермахта прорвали оборону южнее самого сильного Ильинского участка и вышли к Варшавскому шоссе. Путь на Малоярославец был открыт. На следующий день, 16-го, колонна из 15 танков 19-й танковой дивизии, двинулась по шоссе, заходя в тыл наших позиций у Ильинского. Но в районе Кудинова немецкие танки встретил наш противотанковый резерв из 4 танков Т-34, 4 76-мм полевых и 4 85-мм зенитных орудий. Последние были из 222-го артиллерийского полка ПТО. В немецкой колонне были в основном чехословацкие танки, которые пробивались нашими 85-мм зенитками на «ура». В результате, как в тире наши артиллеристы сразу подбили 9 танков. Остальные прорвались в сторону Ильинского, где столкнулись с нашими частями. Видимо, Подольскими курсантами. Хотя потерь у немцев не было, но они повернули обратно, где их ждали ещё не остывшие пушки 222-го полка. Прорваться чудом смог один немецкий танк.

К сожалению, общий ход боёв на этом участке фронта сложился не в нашу пользу, потому снимали сгоревшие танки уже немцы. Но в данном случае не важно кто снимал, важно что. Важно, что на фото 14 танков так и оставшихся на обочинах Варшавского шоссе.

-11
-12
-13

Это три случая, которые не вызывают никого сомнения. Что характерно, произошли они в самое для нас трудное время 1941 года.

Есть ещё бой под Лисувом (в ходе Сандомирско-Силезской наступательной операции), где 13-го января 1945 года на поле боя осталось семь «Тигров», пять «Королевских тигров» и пять «Пантер». Эти данные подтверждают сами немцы. Я всё собираюсь написать о нём более подробную статью.

Наверное, есть другие аналогичные случаи, но я пока их не нашёл. Буду рад, если кто подскажет, поскольку иногда даже знакомые вроде бои не сразу можно вспомнить. Если вспомните, то лучше писать на почту nwt@nweb.su, в комментариях я могу не заметить.

И ещё.

Фотографии такого типа, как приведенные, являются обычно надёжным доказательством, хотя иногда совсем обратного. Так, один из широко разрекламированных случаев в Вермахте, когда посреди Воронежа вахмистр Фрейер уничтожил сразу девять советских танков, известен более всего своими фото.

-14

Однако внимательное изучение фотографий заставляет усомниться в достоверности той истории. Во всяком случае, мне показалось, что есть нестыковки. О чём и рекомендую вам прочитать:

Мог ли вахмистр Фрейер уничтожить сразу девять советских танков