Найти в Дзене
ДЕТИ ЖДУТ

Интернет не всегда прав! О командной работе и реабилитации приемных детей

Работа дефектолога никогда не может закончиться, утверждает Татьяна Васильева, специалист Центра семейной адаптации «Дети ждут», в котором специалисты и приемные родители совместными усилиями преодолевают последствия травмирующего сиротского опыта. Прогресс в развитии детей возможен только при командной работе семьи и дефектолога. Но сначала эту команду нужно создать. - Татьяна Яковлевна, давайте вспомним самый трудный случай в вашей практике: в чем трудность заключалась и как Вы с ней справлялись? Это был уже довольно взрослый ребенок около 4 лет. Он не ходил, не говорил, у него текла слюна, он ничего не делал, для него непосильным действ ием было даже взять лист бумаги- у него все падало, пальцы выворачивались. Мы вместе с мамой долго тренировали его пинцетный захват, сжатие, разжатие. Плюс у него были проблемы со здоровьем. Для меня не важен диагноз, мне важно, какой вред диагноз наносит тактильным и механическим действиям. На работу с ним ушло три года. Сегодня этот ребенок пошел

Работа дефектолога никогда не может закончиться, утверждает Татьяна Васильева, специалист Центра семейной адаптации «Дети ждут», в котором специалисты и приемные родители совместными усилиями преодолевают последствия травмирующего сиротского опыта. Прогресс в развитии детей возможен только при командной работе семьи и дефектолога. Но сначала эту команду нужно создать.

- Татьяна Яковлевна, давайте вспомним самый трудный случай в вашей практике: в чем трудность заключалась и как Вы с ней справлялись?

Это был уже довольно взрослый ребенок около 4 лет. Он не ходил, не говорил, у него текла слюна, он ничего не делал, для него непосильным действ ием было даже взять лист бумаги- у него все падало, пальцы выворачивались. Мы вместе с мамой долго тренировали его пинцетный захват, сжатие, разжатие. Плюс у него были проблемы со здоровьем. Для меня не важен диагноз, мне важно, какой вред диагноз наносит тактильным и механическим действиям. На работу с ним ушло три года. Сегодня этот ребенок пошел в первый класс, ему 7. Он хорошо говорит и достаточно хорошо учится. Да, у него не совсем ровная спина и ноги, но он хорошо понимает и говорит, дополнительно с ним занимается логопед.

В том, что он теперь ходит, моей заслуги, конечно, нет, моя заслуга в том, что я стимулировала и его и маму, давала им обоим план действий, что именно нужно делать, чтобы этого прогресса добиться.

Работа с родителями всегда очень трудная, иногда даже труднее, чем с ребенком. Нужно было дать маме определенные знания и мотивацию, чтобы она не гнула свою политику, чтобы изменить ее представление о происходящих процессах. Порой трудно убедить родителей в необходимости заниматься с ребенком дома именно так, как советуют дефектолог, логопед и воспитатель.

- Как это сопротивление родителей преодолеть? Как вы мотивируете родителей?

- Разговариваем. Долго подбираем к каждому свой ключик и разговариваем.

- Почему в родителях все равно возникает сопротивление методам работы, хотя они даются профессионалами?

- Это происходит от недостатка знаний. Когда у человека мало знаний, он их пытается приобрести. И в первую очередь обращается к Интернету. Но Интернет не всегда прав! Он иногда говорит не так как книга и профессиональный опыт того или иного специалиста. Есть еще окружение, которое дает советы. Поэтому, слушая всех, родитель выбирает в итоге ту информацию, которая ему более удобна, и приятнее его слуху.

Постепенно дефектолог разбивает эти стереотипы и упрямство родителей, в какой-то момент приходится действовать жестко. Я , например, всегда понимаю, когда надо сказать всю правду человеку прямо в глаза, иначе мы не добьемся прогресса. И приходится родителей поставить перед выбором: либо принять позицию специалиста - и тогда эта работа приведет к определенному результату, либо родители продолжат гнуть свою линию - но тогда наши пути разойдутся.

В моей практике были случаи, когда от меня как от специалиста уходили. Но из тех, кто ушел, были те, кто вернулся и просил снова о помощи. В таких случаях родители всегда говорили о том, что потеряли много времени.

- Зачем в Центре адаптации приемных семей нужен дефектолог? Есть ли некие типичные случаи работы с детьми, пережившими опыт сиротства?

- В момент расставания с кровными родителями у детей появляется блок, который приводит к задержке развития. Они становятся невосприимчивы ни к чему, находятся в своем мире, уходят внутрь себя. Они не замечают, кто рядом, и не понимают, что им говорят...

- Что нужно сделать, чтобы ребенка в таком случае «разблокировать»?

- Эта работа по «разблокировке» начинается с родителей. Когда они забирают ребенка в семью, постепенно наращивается доверие, создается эмоционально и физически безопасная среда. Это и будет толчком к «разморозке» ребенка.

Я не раз видела этот волшебный момент: ребенок начинает смотреть на тебя открытыми, большими, понимающими глазами. И все действия становятся осмысленными. Если до этого на занятиях ребенок просто выполнял инструкции, то теперь он начинает действовать уже осмысленно. По сути, вся работа дефектолога на занятиях в эту секунду начинается заново.

Когда ребенок только попадает ко мне на занятия, я все время нахожусь в непосредственной близости, со временем начинаю отходить на расстояние, чтобы он с расстояния нескольких шагов смог услышать мою просьбу и смог выполнить то задание, которое я ему даю.

-Сколько длится индивидуальный сеанс работы?

- До 30 минут.

- А сколько времени родителям нужно ежедневно на дефектологическую работу?

- Рекомендации для всех разные и сильно зависят от того, как давно ребенок оказался в семье. Для кого-то достаточно уделять 15 минут в час с повторением 3 раза в день, кому-то полчаса с повторением 3 раза в день, кому-то необходимо постоянно проговаривать действия.

- О каких действиях мы говорим? Приведите пример.

Самый простой: пользование застежками на одежде -пуговицами, молниями, крючками, тренировка движений, которые помогают ими пользоваться. Или повторение упражнения на развитие моторики - нанизывание бус на нитку. Смысл в том, чтобы ребенок осознал, что у любого предмета есть величина, цвет и форма, что, создавая нитку бус, ты делаешь это в определенной закономерности, композиции, эти закономерности тоже нужно проговаривать, чтобы у человека появлялось понятие структуры. А еще важно делать схему складывания этих бус, чтобы ребенок мог сам считывать из нее информацию .

Здесь уже мы говорим о развитии внимания, глазодвигательной активности, усидчивости. Очень важно родителю быть рядом, но не делать за ребенка!

Или, например, закрепление белья прищепками на веревке - это тоже помогает развивать двигательную активность.

- То есть в любых бытовых действиях можно найти место для применения дефектологических методик?

- Конечно. Одевание, раздевание, стирка, переборка крупы… Во всем этом развивается понимание последовательности, развитие физической силы, систематизация знаний о мире.

-2

- В какой момент дефектолог может сказать: «Все! Моя работа закончена!»?

- Никогда. У детей, переживших опыт сиротства, на разных этапах взросления будут находиться пробелы, упущенные этапы развития. Это неизбежно будет настигать каждого нашего ребенка.

- Как понять, что мы сталкиваемся не просто с непониманием материала, а это именно дефектологическая проблема? Как родителю заметить сигнал, что нужно обратиться к специалисту?

- Когда родитель при объяснении чего-либо доходит до точки кипения, не может что-либо объяснить ребенку (например, завязывание шнурка), это значит шаг назад - нужно было уже бежать к специалисту и натренировать цепочку простых действий, из которых сложится сложное. Мы, дефектологи, понимаем, как это сделать, и где в этой цепочке действий пробел.

- Можно ли говорить о том, что если у взрослого человека без физических травм проблемы с координацией и пониманием действий, есть те самые проблемы в развитии?

- Да, конечно. Самый простой пример - это плохое ориентирование в городе. Часто со взрослым человеком трудно договориться о месте встрече и на этом месте найти друг друга. Я так однажды объясняла своей взрослой подруге, где тот самый перекресток, на котором мы договорились встретиться. Понимаете, таких людей часто просто брали за руку и приводили куда-то, не давая самостоятельности. Люди, которые хотели ее найти, просто говорили «стой там, не двигайся, я сейчас приду». У таких взрослых часто путаница между лево и право.

- Бывают ли случаи, когда ваша работа не нужна?

- Да.

- Как вы это понимаете?

- Если ребенок хорошо ориентируется в пространстве, выполняет простые инструкции - и делает это в короткий срок. Если во время первой диагностики ребенок может говорить об изображении на картине, что на ней и каковы причинно-следственные связи, то моей работы здесь нет. Потому что ребенок может видеть и анализировать.

В Санкт-Петербурге за помощью дефектолога приемные семьи могут обратиться в Центр семейной адаптации БФ «Дети ждут».

Работа с детьми дошкольного возраста ведется при участии БФ «Абсолют-Помощь».

________________________________________

-3

Приемный ребенок может стать родным!

Чтобы готовить будущих родителей и поддерживать приемные семьи, создан Центр семейной адаптации БФ «Дети ждут». В 2023 году ЦСА исполняется 5 лет.

Поддержите программы Центра, подписавшись на регулярные пожертвования или разово! Для сотен детей и их приемных родителей ваша помощь станет возможностью успешно пройти адаптацию и стать настоящей семьей.

Центру семейной адаптации 5 лет | Дети ждут