Найти тему

СБ ООН, Нагорный Карабах и Армения или почему Армения не под санкциями

Согласно утверждению Азербайджанской Республики Армения не выполнила целых 4 резолюции СБ ООН. Но ведь такие решения обязательны для исполнения и не подчинившиеся страны попадают под множество разных санкций. Однако Армения все еще не под санкциями. Так в чем же дело?

На что уж Россия великая ядерная держава, но после присоединения Крыма, поддержки Донецка и Луганска и она попала под санкции (причем еще до СВО). А вот Армении хоть бы что, хоть она и не скрывала никогда, что поддерживает независимость Нагорного Карабаха.

Так в чем же дело? Может в ООН, да и у международных структур вообще, имеются какие-то сомнения в самой сути конфликта? Давайте вкратце рассмотрим основные документы касающиеся этой проблемы и начнем с признания независимости государств образовавшихся после распада СССР.

uti possidetis ita possidcatis

"Владей чем владеешь". Это основной принцип международного права применяемый при распаде каких-либо государственных образований. То есть новые государства появившиеся на этой территории получают границы согласно внутреннему административному делению на момент распада.

-2

И ООН в таких случаях не заморачивается конкретикой, а просто признает новые образования и их территориальную целостность, а конкретные границы оставляются на усмотрение самих участников процесса. Есть только одно условие - чтобы без войн. В крайних случаях рекомендуется решать проблемы через международный суд и такие прецеденты, кстати, были.

Однако в случае с Нагорным Карабахом (как,кстати, и с Приднестровьем) вопрос встал немного по другому - а входил ли он в состав Азербайджана на момент ликвидации СССР. Ведь этот принцип подразумевает фактическое владение какой-либо территорией. То есть новое государство осуществляет в данном регионе полную политическую и административную власть.

А вот этого как раз и не было (как и в случае с Приднестровьем). Фактически Азербайджанская Республика Нагорным Карабахом не владела.

-3

Есть, конечно, и разновидность этого принципа международного права, хотя и редко применяемая, но вполне рабочая - uti possidetis ita possidcatis juris (владей чем владеешь юридически). Однако в случае с Нагорным Карабахом и это весьма спорно.

К моменту распада СССР Нагорно-Карабахская Автономная область была уже некоторое время выведена из состава Азербайджанской ССР, а в состав новой Азербайджанской республики и вообще никогда не входила (подробнее здесь)

Видимо подобные сомнения есть и в международном сообществе и потому в документах касающихся территориальной целостности Азербайджана нет никакой конкретики. Однако так как процесс пошел по насильственному пути, то потребовалось вмешательство СБ ООН.

Четыре резолюции

В январе 1992 года в Нагорном Карабахе и прилегающих к нему территориях Азербайджанской Республики началась полномасштабная война.

-4

А в 1993 году, ввиду военных неудач, Азербайджан обратился в ООН и инициировал принятие резолюций по карабахской проблеме.

с апреля 1993 по ноябрь 1993 были приняты 4 резолюции СБ ООН по Карабахскому конфликту ( резолюции № 882, 853, 874, 884). Мы не будем углубляться во все нюансы этих решений, а поговорим только о некоторых интересных моментах.

Отметим, что на Армению эти резолюции не накладывают вообще никаких обязательств. Все эти резолюции являются требованиями освободить захваченные армянами территории прилегающие к Нагорному Карабаху ( Кельбаджар, Агдам, Горадиз...), но направлены не Армении, а Карабаху. Армению всего лишь в одной из резолюций (853) призывают оказать влияние на Нагорно-Карабахскую Республику, чтобы она приняла предложения Минской группы.

И это все про Армению. То есть она фактически не считается стороной конфликта и соответственно никаким санкциям в случае неисполнения резолюций не подлежит. А вот стороны конфликта названы точно - Азербайджан и "местные армянские силы".

То есть как ни странно в этих резолюциях косвенно признается Нагорный Карабах. Ну, как минимум, как сторона конфликта и спорная территория, которая требует самоопределения и переговоры Азербайджан должен вести именно с ним. Вот такие вот неожиданные резолюции СБ ООН.

Впрочем на сегодняшний день это вообще не имеет большого значения. После последней войны (надеемся, что последней) ситуация вернулась к положению до принятия всех этих резолюций, фактически к началу конфликта. Что будет дальше покажет только время.