Такая мысль давно уже кружится у меня в голове.
Много же у нас примеров, когда выпускники поступают не туда, куда хотели бы, а туда, куда придется. Из-за этого они получают специальность не ту, к которой есть склонность, а ту, на которую учатся (и далеко не факт, что будут по ней работать).
Получается, что различные вузы работают с малым КПД - когда лишь незначительная часть дипломированных специалистов идет работать по полученной специальности. А ведь многие учатся бесплатно за счет государства.
Почему поступают не туда?
Причин много. Самые явные, наверное, такие:
- было недостаточно подготовки к ЕГЭ (по разным причинам), а потому получились низкие баллы.
- слишком дорогое обучение (в семье нет денег оплачивать).
- в регионе нет вуза с подходящими по интересам специальностям (а уехать далеко от родителей в юные 17 лет не каждый может).
А если представить "идеальную систему"?
У нас же есть всякие утопии. Может быть еще одну?
Исходим из того, что всё образование совершенно бесплатное. На некоторые специальности, естественно, есть повышенный спрос со стороны выпускников. К примеру, менеджмент, юриспруденция, экономика (это я в Интернете статистику подсмотрел).
Естественно, что если все, кто хочет стать юристом, станут юристами, то мы будем испытывать недостаток людей других профессий.
А что, если сделать так, чтобы определенную профессию получали только те, кто имеет к ней предрасположенность? Или хотя бы к сфере?
Сами же знаете случаи, когда за студентов учатся папины деньги, но зато потом мир получает дипломированного специалиста, который совершенно не имеет талантов, но зато имеет возможность учиться там, где захочет.
А в это время какой-нибудь юноша, у которого есть все предрасположенности стать талантливым специалистом, прозябает на нелюбимой работе, так как его семейный бюджет позволил получить только такое образование.
Но что, если бы определялось необходимое для общества количество специалистов?
Это не сложно.
Гораздо сложнее было бы подобрать тех, кто сможет стать специалистами.
К примеру, уже с 8 класса выявлялись бы склонности методом психологических испытаний и заданий. Но не примитивного тестирования (которое я показывал недавно), а при помощи разработанной и продуманной системы выявления склонностей.
Вот, к примеру, некая девочка хочет стать учительницей. Вроде бы что тут плохого?
Но эта девочка совершенно не имеет способностей работать с людьми. Она отличница, она заучка, но для учителя главное другое - терпеть, находить общий язык, уметь донести (и прочее).
И зачем бы ей идти в учителя? Она вполне может стать экономистом со своим математическим складом ума.
Конечно, она может выучиться на учителя, потом начать работать учителем, но работа будет ей в тягость, так как вдруг окажется, что это не ее.
Или, например, некий юноша мечтает стать инженером-строителем (он с пяти лет с отцом на стройке). Но в его деревенской маленькой школе нет возможности хорошо подготовиться к ЕГЭ. А баллы ЕГЭ это билеты в жизнь. Ну, а платить за "коммерческое" обучение 150-200 тысяч в год у него нет возможности.
А в это время некий другой юноша, который не имеет талантов к строительству, занимает его место, так как папа этого другого юноши занимается бизнесом, а потому ему нужны "свои люди".
И что же будет с деревенским юношей? Всё нормально будет. Он пойдет в пединститут на учителя технологии. Потом армия. В школу он не пойдет, так как это не его, а будет работать на стройке. Закончит какие-то курсы, получит квалификацию. И может быть, лет через 10-15 ему предложат поступить на заочку по строительной специальности, так как у парня реальный талант.
А если врожденные таланты не совпадают с желаниями?
Естественно, такое легко может быть. Но тогда нужно еще во время учебы в школе чуть побольше погрузиться в ту сферу, к которой есть предрасположенности.
У меня такие примеры в жизни сплошь и рядом - сложно работать там, где чувствуется "не мое это".
А бывает, что и учиться бросают, так как понимают, что профессия совершенно неинтересна.
Вот, к примеру, у жены брат - учился на биохиме, но бросил. Не его это. Он теперь электрик. Это то, к чему у него лежит душа.
У меня брат - получил два высших образования, работал в "Газпроме", работал в "нефти", но ушел, так как сидеть в офисе и работать с бумагами и компьютером это не его. Теперь он экскаваторщик на своем "Вольво". Оказалось, что это именно то, чем он хотел заниматься.
Жена у меня работает по той специальности, по которой и хотела. Единственно, сегодня она хотела бы работать только логопедом с маленькими детьми, но не воспитателем (выгорание это плохая штука).
А вот у меня нет никаких предрасположенностей. Наверное, я мог бы работать учителем, но только не в нашей системе образования. Хотя, это тоже не совсем мое.
Я так понял, что "моё" это тогда, когда я сам себе хозяин. И это самый главный критерий, так как нервы у меня уже никакие, а потому выполнять то, что расходится со здравым смыслом, было бы для меня тяжелым бременем, от которого шевелились бы оставшиеся нервы в жилах.