В 1975 году девятилетний минский школьник Дима Иосифов в одночасье стал знаменитым. На экраны огромной страны вышел фильм «Приключения Буратино» по мотивам сказки Алексея Толстого, в котором Дима сыграл главную роль.
Шли годы, Дмитрий много снимается, заканчивает ВГИК, мечта о режиссуре всё более овладевает им. Девяностые, конечно, были не лучшим временем для начала режиссерской карьеры: кино в развале, реальные деньги можно заработать только на съемке рекламных роликов и клипов. Чем Дмитрий и занимался в течении десяти лет, мотаясь между Москвой и Минском.
Вне всякого сомнения, в нем накапливалась не реализованная энергия, обида от постылой необходимости заниматься всякой ерундой ради хлеба насущного, горечь человека, познавшего славу с детства и, казалось бы, обреченного теперь на дебильные роли в идиотских фильмах.
Там, где тонко, там и рвется. Или вырывается на свет божий, говоря высокопарным языком. В 2014 году Иосифов, уже добившийся права снимать для федеральных каналов, выпускает сериал «Уходящая натура». Сериал, который и сегодня, спустя девять лет, стоит особняком от всей телевизионной лабуды. Удивительное дело: почти восьмичасовой по длительности сериал смотрится на одном дыхании, хотя это не триллер, или захватывающая история про покорение аватаров с суперграфикой, и даже не кровавый детектив.
Это история о злоключениях участников съемочной киногруппы в советской деревне 70-х годов. И это не комедия. Это настоящая мелодраматическая история, в которой есть место всему: внезапно возникшей любви, корысти и карьеризму, цене искусства и готовности жертвовать ради него, предательству собственных принципов в надежде снять в непредсказуемом будущем великое кино и прославиться на весь мир, и политическому диктату советской идеологии, показанному, кстати, без оголтелого зверства, то есть так, как и было в реальной жизни.
Дмитрий Иосифов, только вспрыгнувший на платформу российского телепроизводства, не побоялся нарушить базовый принцип современного отечественного кинематографа: главное это попилить по справедливости выделенный бюджет, первые пара серий еще должны быть худо-бедно смотрибельными, всё остальное пипл схавает.
В этом смысле Дмитрий Иосифов – достойный продолжатель старой советской киношколы. Для него нет «пиплов, которые хавают». Для него есть люди, которые смотрят кино. Для него ответственность перед зрителями – не пустой звук, а единственная реальность, в которой может существовать кино.
И актеры, люди по своей профессиональной предопределенности существующие как сосуд без дна (что влили, то и получили в результате) это чувствуют остро. В игре Колтакова, Скляра, Вдовиченкова, Трибунцева, Марии Шукшиной, совсем юной тогда Чиповской, Меньшова, Петренко, Гришечкина будто читается, господи, дорвались, наконец-то, до человеческих ролей.
Кто бы мог представить, что Алёна Бабенко, этакая столичная штучка и, тем более, Олег Тактаров, даже не актер, многократный чемпион по боям без правил, сумеют так убедительно сыграть обычных жителей русской деревни, со всей простотой и трогательностью воспринимающих свалившиеся на них счастье и невзгоды, как это нередко бывает в жизни – одновременно. А ведь сыграли, и как сыграли.
Кино, как известно, зеркальное отражение жизни. Угол этого отражения, от уродства до пафоса, сильно зависит от того, что в голове у людей, создающих кино. Не зря в жизни бытует расхожая фраза: «Ну, это прямо как в кино».
Значительно реже встречается антитеза: «Вот это кино. Прямо как в жизни».
Сериал Дмитрия Иосифова «Уходящая натура» тот самый случай – по-настоящему, без дураков, действительно про жизнь, а не про режиссерскую абстракцию в форме конфетной обёртки, поэтому и смотрится на одном дыхании.