Как часто бывает… Есть двое или трое. И они решают начать бизнес.
Когда начинают бизнес с нуля, то первое время, до первой прибыли как минимум, а чаще, долго и после первой прибыли, все внимание уделяется продажам и производству. Как правило, один учредитель производственник, другой продажник. В он-лайне то же самое. Один занимается самой услугой, другой рекламой и продажами.
Часто о полноценном офисе начинают задумываться, когда бизнес дорос уже до среднего. А если учредители сильно жадные и скажем без спец.образования, то почти со 100% гарантией полноценный офис начнет формироваться когда бизнес станет уже реально средним.
И начинается набор офисных сотрудников.
Продажников я выделяю в отдельную касту. Потому что :
Во-первых, учредители знают, что такое продажи - «испытано на себе».
Второе, мотивация продажников понятна, завязал на % и вопрос решен.
А вот с реальным офисом – персональщиками, бухгалтерами, экономистами, юристами, инженерами, айтишниками, все гораздо сложнее.
Почему? Потому что собственникам это работа незнакома, они в шкуре офисных специалистов никогда не были.
Да, у них есть свое представление какой результат они хотят получить от офиса. Но!!!
Во-первых, представление результата, как правило, очень общее.
Во-вторых, такие учредители совершенно не понимают, как добиться результата, т.е. вопрос внедрения очень открытый, «нараспашку».
Квалификация таких офисов крайне низкая, вернее учредителей.
Такие учредители как мартышка в басне Крылова.
Даже если к ним приходит отличный специалист, то они ему ладу дать не могут. Т.е. очки - инструмент для работы есть, а воспользоваться не могут.
А тут, еще, бизнес растет, динамика роста отличная за счет продаж. Зачем задумываться об офисе?
Это кстати подтверждает утверждение о том, что если руководитель не является спецом, то руководитель он очень сомнительный, даже когда речь идет о собственнике. Т.е. формально он руководитель, собственник все-таки, а вот результаты руководства оставляют желать лучшего((
А если еще самомнение зашкаливает «Я БИЗНЕСМЕН!» то определенные сложности в таком офисе Вам обеспечены.
Если вы специалист по перекладыванию бумажек, то для вас это вариант. Вполне возможно Вы будете недовольны какими-то моментами, но учитывая, что и сами вы не спец, на что вам жаловаться?
Если вы спец в своем деле, то, скорее всего вам будет сложно постоянно наблюдать косяки, которые достаточно легко исправить.
Такой момент нужно обязательно учитывать. Особенно если вы хотите расти или если вы уже готовый специалист.
Чтобы решить ситуацию нужно вначале ее понять
И да, время лечит всех, и даже такие бизнесмены, у которых и так бизнес «то, что надо» начинают понимать, что свой уровень нужно или повышать, т.е. реально разбираться в офисной работе, или искать другой выход.
Обычно это поиск грамотных людей, к которым есть полное доверие.
Слова одного такого бизнесмена (без доверия) по поводу бухгалтеров: «Мне чтобы требовать, нужно разбираться в предмете». Ага… :)) Вы много знаете учредителей и директоров, знающих бухучет? Я ни одного.
Я знаю руководителей, которые учились в бизнес школах, сдали экзамены по бухучету, но только у них практики ноль и их «знаний» хватает лишь, чтобы поддерживать беседу с такими же «учениками» как и они.
В первое время и не только, они живут в иллюзии, что они действительно что-то понимают и используют свою «учебу» для бравирования, например на собеседованиях, спорят, наглеют и демотивируют.
В итоге мне как соискателю на собеседовании на них противно смотреть. Работать тоже. Потому что по факту знаний у них ноль. Такие руководители даже не понимают насколько они глупо выглядят и что их обучение это выброшенные ресурсы на ветер.
Случаев, когда к бизнесу мужа присоединялась жена бухгалтер или экономист, финансовый директор, да, такие случаи знаю. А вот чтобы мужчина бизнесмен (с нуля) действительно разобрался в том же бухучете такие не попадались.
А есть еще управленческий учет и он гораздо важнее для бизнеса. С ним вообще много непонятностей, потому что государством он не регламентирован и каждая компания выстраивает его по своему. А поскольку реальных практических знаний у собственников нет, на выходе с управленческим учетом беда.
Надежда на консалтинговые компании (аутсорс, аудиторы) это очень наивный подход непонимающих и самое главное неэффективных руководителей. Думать, что консалтинг заинтересован в клиентах и поэтому будет думать о клиентах больше чем о себе это даже не наивность, а глупость.
Компании, верящие в консалтинг, особенно в бухгалтерский, все имеют проблемы с управленческим учетом.
Если вы сами не разбираетесь в предмете, никакой консалтинг вас не спасет и самое главное не будет для вас эффективен. В 90% в консалтинг верят и пользуются неумехи.
Аналогичная ситуация с автоматизацией. Если в компании нет профессионалов в автоматизируемом направлении, то автоматизация пользы не принесет.
Это будет перенос бардака из «екселя, бумажных документов» в систему. Проект будет убыточен. Но, год или два, пока реализуется проект «автоматизация», заказчик будет жить в иллюзии, что вот-вот заживём! Раскатали губу, закатывайте обратно))
И примерно та же ситуация с другими офисными направлениями.
А если к тому же собственники никогда не работали по найму или работали мало, и сами не пОняли что это такое, просто не понравилось каждый день в офис ходить, то кто такие наемные люди, тем более офисные профессионалы они в принципе не понимают. Какие у них мысли, логика, ценности? Особенно когда речь идет не о перекладывателях бумажек, а о реальных спецах. И по сути, что такое офис они не знают.
Ох, уже эта внутренняя офисная кухня…
У собственников, конечно, есть свое представление, но часто выдается желаемое за действительное.
Мнения это не знания!
Офис итак сложно мотивировать, а когда еще не понимаешь этих людей, то это в принципе не сильно возможно. Неудивительно, что вопрос мотивации это вечно открытый вопрос без ответа.
А учитывая, что учредители в офисных специальностях не спецы, то соответственно оценить качество работы им тоже сложно.
Например, с той же бухгалтерией обычно бывает так, пока жареный петух не клюнет, налоговая не нагрянет с проверкой и самое главное не штрафанет приличненько, высококлассного спеца даже искать не начнут. А его еще нужно найти и самое главное сработаться.
Бухучет это не только налоги, отчетность и банк-клиент. Там еще другой работы валом, особенно если сравнить ИП и средний бизнес.
Если учредители страдают тем, что мол я не могу требовать, если я не разбираюсь в предмете, например в бух.учете, то у таких учредителей вместо двух бухгалтеров, будет пять или четыре. Причем ошибок в бухучете предостаточно.
А еще верный признак неэффективного офиса это отношение к бухгалтерии как к обособленному подразделению. Ну об этом отдельную статью можно писать, поэтому без подробностей.
Бюджетирование имеет смысл внедрять не тогда, когда собственники думают «было бы не плохо…», а когда у учредителей потихоньку начинается истерика от потерь существенных сумм. В идеале с открытия бизнеса, но идеал не достижим(.
Многое зависит от грамотности и жадности.
Самый лучший офис, в котором я работала, строили с нуля как супер компанию. И для этого были приглашены супер специалисты изначально по всем направлениям, в том числе и офисных специальностей.
Все мои лучшие проекты были реализованы при полном доверии руководства и почти нулевым вмешательством.
В одной умной книжке сказано "не кадры решают все, а лучшие кадры", и первое что делали руководители великих компаний так это нанимали правильных людей и давали им полномочия.
В принципе о чем я и пишу, нашли грамотного спеца направления и доверили ему почти 100%. Тогда у вас будет эффективный офис, который будет увеличивать прибыль.
***
А если нет, тогда есть двое. С одной стороны успешный бизнесмен – бизнес то растет, главная цель достигнута. А с другой отличный спец.
И задача у них общая. Оба заинтересованы в грамотном бухучете, бюджете, разработках, оптимальном персонале, корпоративной культуре. И вроде все хорошо – общая цель, успешные люди, каждый в своем, а результат так себе…
Вообщем всем кто хоть как-то связан с организацией, и не важно, начальник вы или нет, это, обязательный момент к рассмотрению.