Найти в Дзене
КП-Челябинск

Реставратор — немного детектив и даже Франкенштейн: женщина ушла из «Газпрома» и восстаналивает старую мебель

Оглавление
Порой даже не верится, что старым стульям можно дать вторую жизнь
Порой даже не верится, что старым стульям можно дать вторую жизнь

Челябинка Елена Маркова уволилась из «Газпрома» и занялась реставрацией мебели. Сейчас она ловко управляется со шлифовальной машинкой и дарит новую жизнь стульям, тумбам, дверям и другим предметам интерьера. Как реставрация превращается в детектив и почему мастер чувствует себя немного Франкенштейном, — Елена Маркова поделилась своей историей.

Елена — по образованию историк, долгое время руководила пресс-центром «Комсомольской правды-Челябинск», а затем работала пресс-секретарем «Газпром газораспределение». Несколько лет назад реставрация помогла ей преодолеть творческий кризис.

— Многие люди гуманитарной сферы испытывают диссонанс — мы не видим плоды своего труда. Особенно новостники. Мы ведь живем одним днем: новость вышла, завтра она уже не актуальна. Это заставляет тебя что-то делать своими руками, — признается Елена.

Так Елена начала увлекаться реставрацией мебели и дизайном интерьеров. Постепенно хобби переросло в профессию. Опыт в журналистке очень даже пригодился — Елена ведет блог под названием «Вещь» на «Дзене» и переписывается с зарубежными производителями.

НАШЛА ЛАТУНЬ НА МЕТАЛЛОБАЗЕ

А началось все с найденного на Avito антикварного зеркала со шпоном из красного дерева, инкрустированного латунью.

— При изготовлении этого зеркала использовалась куча техник — чернение, синение. Даже кораллы вставлены были. Я потратила много времени, чтобы найти латунь нужного оттенка для замены выпавших фрагментов, — вспоминает Елена. — Латунь — это же сплав. Современная отличается по составу и цвету. В итоге я нашла нужную латунь на какой-то металлбазе.

Латунь для этого зеркала пришлось искать на металлбазе
Латунь для этого зеркала пришлось искать на металлбазе

После реставрации зеркало пришлось продать. Елена признается: отрывала от сердца.

— Мне очень тяжело расставаться с вещами, я в некотором смысле коллекционером была. Но потом поняла, что могу захламить свою квартиру. Она сделана в другом цвете — это красное дерево никак не вяжется с обстановкой, — объясняет реставратор. — Я пришла к тому, что невозможно владеть всем. То, что ты общался с этой вещью, реставрировал ее, получил бесценный опыт — это такое же эмоциональное удовлетворение, как если бы ты ею владел. Она в голове у меня осталась, она меня греет.

Все инструменты Елена освоила сама, методом проб и ошибок. Первое время советовалась с мужем. Иногда что-то подсказывают в блоге.

— Одна подписчица рассказала, как очистила старую дверь без шлифовальной машинки с помощью фольги и утюга. По ее методу я сняла полиэфирный лак 60-х годов — за 20 минут очистила столик, на который потратила бы несколько часов.

Какие-то вещи приходится отдавать в работу столярам. Порой они ворчат: проще сделать новое, чем возиться со старым.

РЕСТАВРАЦИЯ — ЭТО ДЕТЕКТИВ

Елене всегда было интересно выяснить историю, попавших в ее руки раритетных вещей. Так реставрация превращается в своего рода исследование и даже детектив.

— Например, я забрала индустриальные стулья с завода АМЗ, который пошел под снос. У них была интересная спинка — она не была жестко зафиксирована, а ходила на шарнире — ведь человек же может быть разного роста. Мне стало интересно: кто из дизайнеров это придумал? Это же гениально! На них нет этикетки — вероятно, их заказывал завод вместе с лабораторией. Обнаружилось, что это датский дизайнер Фризо Кремер.

Стулья с завода АМЗ оказались сделаны по дизайну датчанина Фризо Крамера
Стулья с завода АМЗ оказались сделаны по дизайну датчанина Фризо Крамера

Стулья оказались не только удобными, но и практически неубиваемыми.

А вот зеркало, с которого начиналось увлечение, так и ушло с тайной.

— У меня подозрение, что это какая-то трофейная вещь, попавшая к нам в Россию после войны. Очень много таких вещей попадается.

Найти что-то подходящее в Челябинске удается редко, признается Елена. Например, стулья с завода АМЗ сбывали чуть ли не из-под полы: «мы можем через бухгалтерию, но это будет дороже». Впрочем, лучше так, чем просто выбросили бы на свалку, считает Елена.

— Это был первый случай, когда так продавали мебель. Я жалею, что не забрала прекрасные архитектурные детали, которые там были, но тогда я не представляла, куда их пристроить.

«Бабушкина» тумба ар-деко превратилась в модный винный шкаф. На нем стоит гигрометр для замерения влажности и температуры
«Бабушкина» тумба ар-деко превратилась в модный винный шкаф. На нем стоит гигрометр для замерения влажности и температуры

В основном раритет сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, немного в Екатеринбурге.

— Мы — город, который начал развиваться с появлением железной дороги и антиквариата XIX века здесь мало, а вот из 60-х что-то есть. В Троицке, Златоусте, Миассе, Магнитогорске много — там я покупала два комода в редком для советского союза стиле Ар-деко.

«Э! А ГДЕ РЕСТАВРАЦИЯ?»

Елена отмечает: бывает реставрация музейная, когда используются те же самые метизы, шурупы, без современных деталей. А бывает бытовая, которая позволяет сделать вещь более функциональной. Иногда приходится восстанавливать мебель буквально из запчастей — как Франкенштейн.

— Есть такое слово «каннибализм» у реставраторов — когда ты, условно говоря, из двух стульев делаешь один.

У этого стула Елена хотела сохранить родное покрытие, но очистить грязь не получилось
У этого стула Елена хотела сохранить родное покрытие, но очистить грязь не получилось

Люди обычно хотят видеть обновления: было ужасно, а стало классно. Елена как историк считает, что нельзя портить то, что создано давным-давно. Так случилось с венскими стульями.

— На них была краска, которую нанесли 120 лет назад в Вене! Я ножку поправила, шпон подклеила. Люди в блоге писали: «Э! А где реставрация-то?» Но венские стулья мне пришлось зачистить, так как их невозможно использовать — дужка спинки оставляла черные следы на стенах.

ОБ IKEA И «БЫСТРОМОДЕ»

Будут ли через 100 лет реставрировать нашу мебель? Скорее всего нет — современная просто нереставрируемая. А вот тяга к винтажу появилась как некий протест «быстромоде».

— Чем хороша старая мебель — она сделана из «обратимых» материалов. Например, использовали белковые клеи, — отмечает Елена.

Впрочем, у дизайнерской мебели есть шансы. Даже, если она из IKEA

— IKEA смогла сосредоточить большое количество хороших дизайнеров, которые придумывают дешевые вещи и в то же время дизайнерски хорошие. Они эргономичные, дешевые в производстве. IKEA работала с мировыми влиятельными дизайнерами, которые делали коллекционные серии. Но, к сожалению, в России они не продавались.

Кстати, просматривая каталоги IKEA 60-х годов, Елена обнаружила венский стул. Совсем такой, как был в начале века, та же самая модель №14.

Это венский стул братьев Тонет. Такие были во многих советских домах
Это венский стул братьев Тонет. Такие были во многих советских домах

К слову, и не каждый антиквариат подходит под реставрацию. Например, плательные шкафы 60-х не списываются в интерьер — они очень глубокие. А мебель довоенного времени и вовсе делалась на судо- и вагоностроительных заводах. Мебельные цеха появились в 50-е года.

— Комоды 20-30-х не представляют интереса ни художественного, ни дизайнерского. Разве что впишутся в загородные интерьеры. Дело в том, что их делали артели. Откуда название «ждановские шкафы»? Их делали на судоверфи имени Жданова. Тогда мебельных фабрик практически не было, они стали появляться со строительством хрущевок.

Новый тренд — «интерьер вне времени», который сочетает предметы разных эпох. Глядя на него, не сразу догадаешься, когда купили квартиру и когда обставили.

РАЗОБИДЕЛИСЬ НА РУССКИХ

Опыт работы в СМИ помогает Елене не только писать блог, но и общаться. Говорит, без труда может написать зарубежным производителям.

— Недавно нашла тонетовские стулья 120-летней давности — потрясающей сохранности. Были незначительные повреждения. Списалась с компанией Thonet — она находится в Германии. Для меня было важно понять аутентичность краски или это уже более позднее наслоение. Мне даже потомок Тонета (Михаэль Тонет, немецкий и австрийский мастер-мебельщик, изобретатель венской мебели. — Прим ред.) ответил, что ему очень приятно познакомиться, но ничем помочь не смог.

Венский стул братьев Тонет
Венский стул братьев Тонет

Впрочем, в свете последних событий с нашими реставраторами общаются неохотно.

— Недавно коллега написала на фабрику в Чехии узнать про Антонина Шумена — информации нет о нем, а он хороший дизайнер. Они ей не ответили. Может она вопрос не так задала… Возможно, они разобижены на русских. Я столкнулась, что польские стулья Radomsko закрыли сайт — пришлось через VPN заходить. Обидно: я вашу мебель восхваляю в тут такое!

Это стулья Антонина Шумана
Это стулья Антонина Шумана

Продается ли отреставрированная мебель за рубеж? У нас нет вещей, которые интересны там, отмечает Елена. Кроме разве что шуменовских стульев.

— Мелочевку из разряда СССР — пропаганда я не собираю. Их в СССР не было, он продавался там в консульствах. Это экспортные издания — продавали через дипмиссии, на выставках. В 90-х когда рынок хлынул их стало много и это были поделки.

И это тоже стулья Антонина Шумана. Не сразу догадаешься, что им больше полувека
И это тоже стулья Антонина Шумана. Не сразу догадаешься, что им больше полувека

Подписывайтесь на наш канал! Здесь ещё много всего интересного.