В современной белодельской мифологии чехословацкий корпус занимает центральное место. И это не удивительно: именно белочехи под французским командованием явились главной ударной силой интервенции и инициаторами Гражданской войны в России.
Гражданскую войну в России западные партнеры разжигали не хитрым способом: захватывалась какая-то часть России, на захваченной территории проводилась мобилизация и, созданные таким образом, армии шли свергать большевистский режим.
Проблема для интервентов и их белых прокси была в том, что начинать им приходилось от границ к центру, а то, что Россия велика и есть куда отступать известно было со времен нашествия и бегства Великой армии Наполеона.
Внутри же России большевики легко антисоветские мятежи подавляли. Нужен был троянский конь в глубь России. И этим троянским конем оказался чехословацкий корпус.
Согласно белогвардейской мифологии дело с чехословацким корпусом обстояло так.
1. Чехословацкий корпус из бывших австрийских пленных был создан и призван воевать против австрийцев, но большевики заключили мир и чехословаки стали просится отправить их во Францию, на Западный фронт через Мурманск.
2. Большевики согласились, но отправили чехословаков во Владивосток, а не в Мурманск.
3. По дороге большевики постарались максимально затягивать движение чешских эшелонов, а потом и вовсе постарались чехов разоружить, чем и вызвали его мятеж.
Сегодня в порядке ликбеза расскажу о том насколько сильно хотело командование чехословаков отплыть из России через Мурманск. Сторонников белого дела никакими аргументами не убедишь, а остальным, надеюсь приведенные мной цитаты дадут повод задуматься.
Первую дату, которую предлагаю запомнить, прежде чем перейти к остальным, это 3 марта 1918 года, когда между Советским правительством и Германией был заключен Брестский мир.
За полтора месяца до заключения мира 15 (28) января 1918 г. было издано постановление комиссии Президиума Отделения для России ЧСНСовета о провозглашении чехословацкого войска в России частью чехословацкой армии, состоящей в ведении французского Верховного главнокомандования.
Не позднее 21 февраля 1918 г. глава французской военной миссии в России генерала А.А. Ниссель и французский посол в России Ж. Нуланс в г. Киев пишут французским военному и дипломатическому представителям:
Цитата:
«Единственное решение проблемы чешских подразделений — это, по моему мнению, их немедленная отправка во Францию через Сибирь».
Уважаемые читатели вы видите в этой цитате слово «Мурманск»? И я не вижу. Но белодельцы видят!
25 февраля франузский генерал Нессель уточняет:
«Если погрузка во Владивостоке невозможна, можно было бы направить их в Дальний или Тяньцзинь».
А вы видите в этой цитате слово «Мурманск»? А белодельцы видят! Между прочем, Брестский мир ещё не заключен.
Далее ещё любопытнее. Тот же Нессель 2 марта 1918 года (за день до заключения Брестского мира) сообщает в Париж:
«На мой запрос по поводу транспортировки во Францию (чехов) и поляков Петров письменно отвечает, что эти части хотят защищать Федеративную Россию, а не ехать во Францию. Большевики объявили сегодня, что <чешские дивизии> присоединились к ним в борьбе против немцев. Чехи считают, что <Масарик> должен был достичь компромисса, который позволит оставить <чехов> на месте. При этих условиях я предоставляю чехам действовать самим и приостанавливаю предусмотренные переговоры по отправке [их] во Францию в обмен на русских из Салоник».
Вы видите в этой цитате Мурманск и запрет, исходящий от большевиков ехать через этот славный северный порт? А белодельцы видят!
Но 3 марта 1918 года Советская России заключает сепаратный мир с Германией и разговоры об эвакуации чехословацкого корпуса активизируются.
Глава правительства Франции Клемансо 8 марта пишет глава французского МИД Пишону:
«Чешский корпус (20 000 чел.), который, согласно телеграмме генерала Нисселя № 3527 от 25 февраля 1918 г., в скором времени будет отправлен во Владивосток, будет переправлен из Владивостока в Соединенные Штаты японскими судами; из Соединенных Штатов во Францию переезд будет осуществлен на французских судах».
Стоит отметить, что в этой телеграмме впервые упоминается Мурманск. Цитата:
«Что касается поляков, их число в настоящее время ограничивается только добровольцами и составляет приблизительно 6000 чел. Вопрос об их отправке через Мурманск или, в случае необходимости, через Архангельск передан на рассмотрение г-ну комиссару Морского транспорта».
Теперь и я вижу слово «Мурманск», но разговор идёт не о чехословаках, а о поляках!
Это уже 8 марта!
(Продолжение следует…)
Больше истории Урала на сайте PERVO.INFO