Найти в Дзене
Денис Ивлев

Никольский собор Николо-Теребенского монастыря. Часть 3. Художник Фёдор Славянский

Купола Никольского собора. Фото 2022 г.
Купола Никольского собора. Фото 2022 г.

Иконостасы Никольского собора. Художник Фёдор Славянский.

Первым известным иконописцем нового собора стал «города Осташкова мещанин Андриан Емилианов Филошин». В октябре ему выдано «в задаток за две тумбы запрестольные сорок рублей, за сделание в новом соборе престола и жертвенника тридцать рублей, за починку стараго киота четыре рубля, за абвон к Святителю Николая Чудотворцу семь рублей, ещё выдано за написание запрестольных двух образов Креста и Божия Матери сто рублей».[1]

На горнем месте главного алтаря собора, между запрестольными крестом и иконой Божией Матери в особо подготовленном киоте помещалась картина«Снятие с креста Господа». В описи она описывается так: «На горнем месте висит живописной работы картина на холсте, изображающая снятие с креста Господа. Она вышиною три аршина 11 вершков, а шириною два аршина 5 вершков с половиною в широкой и вызолоченной раме».[2] Сохранившаяся фотография с картины «Снятие с креста Господа», без золоченой рамы, сделана, видимо, в 1920-е гг. При обследовании искусствоведами, картину отнесли к работам А.Г. Венецианова. Сразу же под ней находилось доподлинно известное произведение А.Г. Венецианова - Плащаница: «Под сею картиною стоит на деревянном под мрамор катафалке, украшенном позлащенною цировкою в вызолоченой раме на деревянной доске живописная плащаница, работы и вклада придворнаго профессора живописи Г-на Венецианова. Она длиною два аршина с половиною, а шириною 15 вершков с половиною».

Стоит сразу отметить, что имена в описи указывались только дарителей и вкладчиков монастыря, имена художников, выполнявших заказы монастыря, в описи не указывались. Так, во Владимирском приделе зимнего храма упоминаются две картины, расположенные в алтарной части. Первая из них – «Омовение Спасителем ног ученикам своим»: «На восточной стороне сего олтаря, по правую сторону горняго места, живописная на холсте картина омовение Спасителем ног ученикам своим в позолоченной с цировкой раме, вышиною три, а шириною два аршина».[3] Тут же «по левую сторону Горняго места над жертвенником картина на холсте Сошествие Святаго духа на Апостолов в позолоченой раме вышиною аршин 14 вершков с половиною, а шириною два аршина 6 вершков живописная».[4]

А.Г. Венецианов (?). Снятие со креста. Фото 1920-е гг. ГНИМА
А.Г. Венецианов (?). Снятие со креста. Фото 1920-е гг. ГНИМА

И, наконец, ещё одна картина из Никольского собора – «Тайная вечеря» размещалась в приделе праведного Иакова Боровицкого в левой части зимнего храма. «Над жертвенником на восточной стене олтаря повешена живописная на холсте картина Тайная Вечеря длиною в три аршина с половиною, шириною два аршина с четвертью в раме с позолотою на гульфарбу».[5]

Итак, мы имеем четыре картины, описанные в описи 1863 г.: «Снятие со креста Господа», «Омовение Спасителем ног ученикам своим», «Сошествие Святаго Духа» и «Тайная вечеря» и хранившиеся в Никольском соборе. Для всех них не указан автор. Вопрос о датировке всех этих картин остаётся открытым.

Мог ли написать эти картины для Никольского собора сам Алексей Гаврилович? Мог. Особенно это касается «Снятия со креста Господа», которую ему приписывали исследователи, видевшие образ. Участвовал ли он в освящении Никольского собора обители? Думаем, что да, ибо такое значимое для всех окрестных жителей событие вряд ли он мог пропустить. В 1838 г. он находился как раз в Вышневолоцком уезде. Однако, пока это всё же наши предположения.

Точно установленной на данный момент является лишь одна работа А.Г. Венецианова, присутствовавшая в Никольском соборе – это Плащаница «работы и вклада придворнаго профессора живописи Г-на Венецианова».

В 1838 г. усердием строителя Николо-Теребенской пустыни иеромонаха Сергия изготовлен главный престол собора, украшенный медной посеребрённой ризой с чеканными изображениями Тайной вечери, Снятия со креста Спасителя, Моления о Чаше и Положения во гроб.[6] Престол изготовили к моменту освящения собора. В год освящения иеромонах Сергий пожертвовал в собор серебряное кадило весом 1 фунт 20 золотников,[7] позднее, в 1847 г., он же в ризницу собора «вложил» серебряный позолоченный крест чеканный 84 пробы.[8]

Основное место в интерьере летней части собора занимал величественный резной иконостас.[9] Основа его была заказана у «города Осташкова купца Николая Терентьевича Глазухина» в 1837 г.[10] Авансом он получил 1500 руб., и в 1838 г. в феврале он получает ещё 650 руб. Если сравнивать с прочими расходами монастыря, особенно на написание икон в тот период, то становится ясным, что Глазухин сделал только остов иконостаса и иконы не писал.

Ф.М. Славянский. Автопортрет. 1850-е гг.
Ф.М. Славянский. Автопортрет. 1850-е гг.

Хорошим примером расценок на иконы являются письма самого А.Г. Венецианова. В марте 1837 г. он писал своему ученику А.А. Алексееву: «Являлся ко мне ваш купец, член строительного комитета вашего собора, с просьбою указать ему художника для образов и показал определенную цену, я и вздумал, разочтя с маленькой прибавкой, кажется рублей 350, взять иконостас и самому в деревне написать, а более для того, что бы писать с золотом, что мне очень полюбилось для того, что прошлое лето я писал с золотом для Малороссии – и эта мысль не моя, а самого государя, который хочет ввести употребление золота по церквам, для того, что многое, очень многое Рафаэлем было написано и с золотом и по золоту, и прекрасно. А ваши чудаки испугались моих 350 рублей, написали, что на мои кондиции не согласны. Я посмеялся, и ты, верно, посмеёшься».[11] В письме речь шла о написании икон для собора г. Архангельск, где Венецианов принял участие в конкурсе, но предпочтение было отдано другому художнику из-за дороговизны работы Венецианова. Как мы видим, одна его «надбавка» фактически покрывает шестую часть работ по изготовлению иконостаса Теребенского собора.

Остаётся открытым вопрос, кто же мог писать иконостас Никольского собора Теребенского монастыря, ведь для храма такого объёма, каким является собор, и иконы требовались так же немалые.

Ответ содержится в письмах А.Г. Венецианова. 4 января 1838 г. он писал Н.П. Милюкову о «художнике Авдотьи Николаевны»: «А тут вместо программы должен будет писать два иконостаса, которые менее всего 6000 положить нельзя, итого - девять. Я пишу, что бы его заставить поработать в Эрмитаже; но я здесь пробуду до половины марта. Итак, не лучше ли ему теперь начинать образа писать? Подумайте вы и потолкуйте с ним».[12] Исследователи не безосновательно полагают, что речь идёт о Фёдоре Михайловиче Славянском. Но вот о каких двух иконостасах может идти речь?

Иконостас Никольского собора Николо-Теребенского монастыря. Фото 1911 г. Справа фрагмент киота от чудотворного образа Святителя Николая (XV в.)
Иконостас Никольского собора Николо-Теребенского монастыря. Фото 1911 г. Справа фрагмент киота от чудотворного образа Святителя Николая (XV в.)

Если снова обратиться к приходно-расходным книгам Николо-Теребенского монастыря, то это становится очевидным. Первый главный иконостас Глазухин делает в основной холодный собор. А вот второй иконостас он делает «в трапезу» Никольского собора вместе с киотом на Горнее место летнего храма за 2350 руб. всё в том же феврале 1838 г., а в ноябре получает ещё 600 руб «за позлащение в трапезе [двух, один из которых судя по всему уже существовал на этот момент – Д.И.]иконостасов».[13]

Ещё одним аргументов в пользу версии о создании иконостасов Никольского собора Фёдором Славянским является адресат письма – Н.П. Милюков. Венецианов отправляет письмо из Санкт-Петербурга Н.П. Милюкову, находящемуся в этот момент в Поддубье и просит проследить за тем, что бы Славянский начал писать образа. В окрестностях Поддубья в 1837-1838 гг. никаких храмов, кроме собора Николо-Теребенского монастыря не строилось, поэтому обоснованным является утверждение того, что Милюков должен был проконтролировать заказ именно для этого собора.

Установить какой из иконостасов в трапезе писался в 1838 г. по описи не представляется возможным, хотя изображения и их расположения в иконостасах, действительно разнятся. В описи указаны в правом приделе на дьяконских дверях написанные символы Ветхого и Нового заветов, характерные для более ранних иконостасов[14], а в левом – Архангелы[15]. Однако, по сохранившейся фотографии южного Владимирского придела зимнего храма, видно, что архангелы изображены на диаконских дверях именно этого придельного иконостаса.

Иконостас южного придела зимнего храма в Никольском соборе. Фото 1911 г. Справа у окна одна из картин Никифора Крылова.
Иконостас южного придела зимнего храма в Никольском соборе. Фото 1911 г. Справа у окна одна из картин Никифора Крылова.

Здесь же в зимнем храме помещены были и девять картин с чудесами Святителя Николая, написанные в 1825 г. Никифором Крыловым. Он сделал это по заказу монастыря через два года после своего знакомства с А.Г. Венециановым, которое по имеющимся сведениям произошло здесь, в обители.[16] Картины с чудесами от образа Святителя Николая работы Никифора Крылова отмечаются во всех имеющихся описях Николо-Теребенского монастыря.[17] Их, как предмет особой гордости, показывали гостям обители. Так, владыка Димитрий (Самбикин) в 1898 г. писал: «Все стены собора раписаны священными изображениями. Замечательны девять больших икон, на которых написаны чудеса, совершившиеся в Теребенской пустыне от иконы свят. Николая».[18]

Фёдор Славянский (?). Архангел Гавриил. Диаконская дверь иконостаса Владимирского придела.
Фёдор Славянский (?). Архангел Гавриил. Диаконская дверь иконостаса Владимирского придела.

В описи 1863 г. не указаны картины Григория Сороки «Воскресение Христово» и «Положение Спасителя во гроб», за которые монастырь уплатил в ноябре 1860 г. 36 рублей серебром.[19]

Н.Т. Глазухин. Благовещение Пресвятой Богородицы. Царские врата Владимирского придела Никольского собора.
Н.Т. Глазухин. Благовещение Пресвятой Богородицы. Царские врата Владимирского придела Никольского собора.

Нет в описи и списка с чудотворной Теребенской иконы Божией Матери, хотя упоминаются списки, хранившиеся в алтарях собора. Владыка Димитрий (Самбикин) писал в 1898 г.: «В этом соборе находятся: а) чудотворная икона св. Николая – в особом киоте по правую сторону иконостаса, в богато украшенной серебряной позлащенной ризе и б) икона Теребенской Божией Матери так же в серебряной позлащенной ризе: находится в особом киоте, под балдахином, на левой стороне иконостаса». Строитель Николо-Теребенской пустыни иеромонах Илиодор писал о Теребенской иконе: «Празднование ей, по описанию чудотворных икон, совершалось в сей пустыне издавна 14 мая каждогодно, но где эта подлинная чудотворная икона находится, затеряна ли она была во время разорения и пожаров бывавших в сей пустыне, или отобрана была в Новгородскую Софийскую ризницу, не известно; одна подлинная копия с сей чудотворной иконы в сей пустыне имеется в настоящее время, и положенное ей празднество совершается отныне каждогодно».[20]

Освящение главного придела собора состоялось 1 октября 1838 г. Торжество возглавил Высокопреосвященнейший Григорий Архиепископ Тверской и Кашинский.[21] «Храм внутри украшен стенною живописью; иконостасы все вызолочены сплошь на полимент, образа в них живописные, двери царские живописные же с резьбою, вызолоченною на полимент; пол весь чугунный»[22], - описывает собор строитель пустыни иеромонах Илиодор.

[1] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 62.

[2] 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 9.

[3] 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 19 об.

[4] 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 20.

[5] 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 29.

[6] В сем олтаре престол деревянный, вышиною аршин 6 вершков с четвертью, шириною аршин 11 вершков, длиною же аршин 12 вершков с половиною. В 1838 г. на иждивение бывшаго Строителя сей пустыни Иеромонаха Сергия 2го обложен с четырех сторон медными посеребренными листами, с вычеканеными на них изображениями, а именно: с западной стороны тайной вечери, с южной снятие со креста Спасителя, с восточной моление о чаше, а с северной положение во гроб. Весу в сей одежде 2 пуда 12 фунтов. Верхняя доска на сем престоле обита мишурою желтою на рчею / 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 8 об.

[7] 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 66.

[8] 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 55.

[9] Предалтарный иконостас. При главном престоле соборной церкви предалтарный иконостас деревянный вызолочен весь червонным золотом на полимент, с резобою и цировкою в один ярус, устроен на монастырскую сумму. В средине царские двери деревянные, резныя, вызолоченыя на полимент, в них шесть овальных образов…

С правой стороны местная живописная икона Спасителя на доске длиною два аршина с половиною, а шириною аршин с вершком без оклада. Над оною иконою под карнизом иконостаса живописный образ Осязания Апостолом Фомою Воскресшаго Спасителя полукруглый без оклада в диаметре аршин. Южная дверь с живописным изображением архангела Гавриила без оклада длиною три аршина 12 вершков с половиною, а шириною аршин полтора вершка. Над нею под карнизом Иконостаса живописный образ Входа Господня во Иерусалим четырехугольный, без оклада, длиною 7 вершков.

С левой стороны местная икона Божией Матери с предвечным младенцем живописная на доске без оклада длиною два аршина с половиною а шириною аршин с вершком. Над оною иконою под карнизом иконостаса живописный образ: беседа во храме с книжниками и фарисеями двенадцатилетнего отрока Иисуса полуциркулнаго вида в диаметре аршин, без оклада. Северная дверь с живописным изображением архингела Михаила без оклада длиною три аршина 14 вершков шириною аршин два вершка. Над нею живописный образ ВозвиженияЧестнаго и Животворящаго Креста Господня четырёхугольный длиною 7 вершков, шириною аршин.

Над сими образами и дверьми возвышается полуциркульная арка в коей семь круглых живописных украшенных по сторонам резьбою без оклада образов изображающих Страсти Господни, а именно: 1. Возложение на главу Спасителя терновый венец. 2. Бичевание Его. 3. Лобзание Иуды. 4. Моление о Чаше. 5. Приведение Господа пред суд Пилатов. 6. Показание Его народу Пилатом. 7. Несение Спасителем креста. Под сею аркою поверх царских врат и над резным осенением Св. Духа в резном круглом венке живописный на доске образ Тайной Вечери без оклада, в диаметре аршин 5 вершков. По правую сторону онаго образа малый в раме живописный на доске образ поклонения волхвов Родившемуся Иисусу без оклада. По левую такого же вида и искусства и величины образ Рождества Божией Матери без оклада».

Справа от главного престола помещалась главная святыня обители – «Древняя чудотворная икона Святителя и Чудотворца Николая Мирликийскаго длиною аршин, шириною 13 вершков, иконописная на доске, под балдахином в деревянной позолоченной раме, за стеклом. На ней риза и венец серебряные вызолоченые, чеканной работы 84 пробы, венец с митрою унизан камышками простыми и стразами, на ризе вычеканены 1-е Евангелие живописным изображением на финифте Воскресения Христова, а по углам четырех Евангелистов, чеканной работы, которое с трех сторон такими же прозрачными камышками, 2-е омофор с тремя финифтяными крестами украшенными сияниями из тех же камышков. Вверху по сторонам лика изображены на финифти Спаситель и Божия Матерь и оба сии изображения обнизаны камышками. Каймы на ризе серебряныя, вызолоченыя, на них вычеканены в шести клеймах чудеса Святителя (одного клейма нет) между коими восемь херувимов, и восемь надписей с чернью. В оной ризе кроме финифтяных штук, весу девять фунтов и 74 золотника. Другая риза сей же иконы медная вызолоченая чрез огонь, длиною 15 вершков с половиною, шириною 12 вершков с сиянием вокруг митры на Святителе. По краям выбиты шесть чудес Чудотворца Николая, в средине митры камешек светло-фиолетоваго цвета» / 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 11-13.

[10] Д. Ивлев. К строительной истории Никольского собора / ВИКА № 17. Вышний Волочёк. 2018. – С. 25.

[11] Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике / Л.: Искусство. 1980. – С. 141.

[12] Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике / Л.: Искусство. 1980. – С. 97.

[13] Д. Ивлев. К строительной истории Никольского собора / ВИКА № 17. Вышний Волочёк. 2018. – С. 26.

[14] 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 22 - 23. Предалтарный иконостас деревянный в один ярус с резьбою и цировкою, вызолочен на полимент золотом. В середине его Царския двери деревянныя, резные вызолоченыя сплошь с резным образом Благовещения Божия Матери вышиною три аршина, а шириною аршин 9 вершков… Над царскими вратами Господь Саваоф и Дух Святый с сиянием резные вызолоченые. С южной стороны: Местная икона Спасителя Живописная на доске, длиною аршин 9 вершков, а шириною 12 вершков. Икона Александра Свирского… Южная дверь с живописным изображением Новаго завета, длиною три аршина с вершком, а шириною аршин без оклада. С северной стороны: Икона Владимирския Божия Матери, живописная на доске, длиною аршин 9 вершков, а шириной 17 вершков без оклада. Икона Святаго Великомученика Георгия… Северная дверь с живописным изображением Ветхаго завета (Над всеми этими образами в прямоугольных рамах двунадесятые праздники – Д.И.). Над сим Иконостасом возвышается полуциркульная позолоченая арка, среди коей деревянный возвышенный, поддерживаемый ангелами крест, а на ней в круглых рамках три образа: 1. Тайной вечери, 2-й Ведения на суд Иисуса к Пилату и 3-й взятие его в саду Гефсиманском. По сторонам прохода из сего придельнаго храма в настоящий соборный устроен такой же иконостас, где вставлены в рамках иконописные святцы на досках (Л. 23 об) с северной и южной стороны, на каждой по шести образов…

[15] 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 31 - 32.

Иконостас деревянный в один ярус с резьбою и цировкою вызолочен сплошь наполимент золотом. В средине иконостаса Царския двери деревянныя, вызолоченыя сплошь с резным изображением благовещения Пресвятыя Богородицы, вышиною три аршина, а шириною аршин 9 вершков. Над ними в сиянии Господь Саваоф и Дух Святый. С южной стороны: Местная икона Святыя троицы… Икона Святаго Праведнаго Иоакова Боровицкаго чудотворца… Южная дверь с изображением Архангела Гавриила… Далее к югу под балдахином древний образ Святителя Николая иконописный длиною 1 аршин, а шириною 12 вершков с половиною, на нем риза серебряная позолоченая без пробы, в венце вставлены три простыя камня… С северной стороны: Икона Покрова Божией Матери… Икона Святаго Благовернаго князя Александра Невскаго… Северная дверь с изображением Архистратига Михаила (Над ними образа в деревянных четырёхугольных рамах – Д.И.) Над сим иконостасом возвышается полуциркульная деревянная арка, среди коей деревянный вызолоченный, поддерживаемый двумя ангелами крест, на самой арке в клеймах три малые образа: 1-й Омовение Спасителем ног ученикам, 2-й Моления его о чаше и 3-й Поручение Спасителем ключей Апостолу Петру…

[16] Д. Ивлев. К строительной истории Никольского собора / ВИКА № 17. Вышний Волочёк. 2018. – С. 27.

[17] В приделах Соборной церкви висят по стенам в позолоченых рамах девять на холсте живописных картин, изображающих чудеса, бывшия от древняго чудотворнаго образа Святителя Николая, каждая длиною три, а шириною два аршина:

1) Святитель Николай в 1657 году избавляет от пожара соборную церковь в которой стоял его чудотворный образ.

2) Вторичное избавление церкви от пожара в 1664 г.

3) Чудесное исцеление некоторой женщины Ефросинии от глазной болезни в 1701 г.

4) В 1705 году портной мастер наказуется за похищение слячением ноги и … язвою и по раскаянии чудесно исцеляется.

5) Чудо в 1712 г. о том, как Святитель Николай девицу представляет в дом еянеобретавшуюся чрез долгое время.

6) В 1709 году исцеление Устюжскаго воеводина сына одержимаго недугом.

7) Чудо в 1802 г. исцеление от болезни крестьян в сельце Пхове Госпожи Гликерии Федоровой Козляниновой.

8) В 1804 г. чудо о том, как Бежецкий помещик Куминов наказуется за дерзкое языкословие и по раскаянии исцеляется

9) В 1805 г. изцеление расслабленнаго руками и ногами в городе Бежецке на реке Мологе / 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 23 об – 24.

[18] Дмитрий (Самбикин), архиепископ. Посещение преосвященным Димитрием (Самбикиным) храмов Вышневолоцкого уезда, 1898 г. // Наследие Вышневолоцкого уезда : А.Г. Венецианов и его ученики на Вышневолоцкой земле : Вып. 6 / Гл. ред. Д.М. Ивлев. – Вышний Волочёк. 2022. – С. 12.

[19] Ноябрь, 15. Отдано крестьянину Господина Николая Петрова Мелюкова Григорию Васильеву за написание на холсте двух живописных картин Воскресение Христова и Положение Спасителя во гроб серебром тридцать шесть рублей. Оныя деньги серебром тридцать шесть рублей получил живописец Григорий Васильев и расписался / Книга для записки прихода и расхода церковных сумм при Николаевской Теребенской пустыни // ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 72. Л. 37.

[20] Илиодор, иеромонах. Историческо-статистическое описание Николаевской Теребенской пустыни, составленное настоятелем оныя,строителем Иеромонахом Илиодором. Тверь. 1860. – С. 33.

[21] 1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 8.

[22] Илиодор, иеромонах. Историческо-статистическое описание Николаевской Теребенской пустыни, составленное настоятелем оныя,строителем Иеромонахом Илиодором. Тверь. 1860. – С. 27.