Cтатье посвящена становлению культуры молодого советского государства в общем, и советской литературы в частности.
Литературное общество
Соответствуя «духу» советского смелого и передового времени, полное название литературной группы «Перевал» звучало как Всесоюзное Объединение Рабоче-Крестьянских Писателей – «Перевал». Уже одно это название говорило современникам, что «Перевал» не являлся узким «кружком» писателей, связанных между собой какими либо определенными формальными канонами.
В данном отношении он резко отличался от таких литературных образовании как «Новый Левый фронт искусств» В. Маяковского или «Конструктивисты» и по своему характеру был ближе к Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей и Обществу Крестьянских Писателей.
Между двумя вышеуказанными литературными организациями «Перевал» занимал промежуточное положение. Если Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей была организацией сугубо пролетарской, а Общество Крестьянских писателей- крестьянской, « Перевал» сочетал в себе и пролетарские и крестьянские начала и элементы.
Принципы творчества и деятельности
«Перевальцы» не позволяли себе ограничиваться и замыкаться в узком кругу формальных и тематических требований. И своей главной задачей считали выполнение так называемого «социального заказа» данного советской литературе Октябрьской Революцией и одной из главных обязанностей советского писателя считали знание и использование лучших образцов дореволюционной литературы.
И всячески избегали увлечения «формальным бряцанием» за счёт глубины и ясности содержания, в чем они обвиняли членов Левого фронта искусств, с другой стороны они требовали большей работы над формой - по сравнению с работой над ней членов Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей, которых также обвиняли в злоупотреблении бытовыми темами и в "хроникёрстве" изложения.
Все основные принципы деятельности «Перевала» получили закрепление в его декларации, официально опубликованной и подписанной тридцатью шестью писателями, среди которых были М. Пришвин, Р. Багрицкий, Н. Евдокимов, Д. Огнев. Литературные традиции «Перевала» пользовались большими симпатиями со стороны объемных ежемесячников –«Красной Нови» и «Нового Мира», так что выпуски этих журналов иногда бывало заполнены более чем на пятьдесят процентов «перевальским творчеством».
За первые три года существования «Перевала» в Москве его членами стали более шестидесяти авторов, также более трехсот авторов представляли его в провинции и было издано пять литературных сборников общества. Представители «Перевала» входили в управление федерации советских писателей и раз в две недели в помещении редакции журнала «Красная Новь» Дома Печати происходили их собрания.
И как считали сами «перевальцы» с официальным опубликованием своей декларации, они вступили в фазу активного проведения своих литературных принципов в культуру молодого советского государства...