Найти тему
Вдоль и поперек

«Нюрнберг»: разведчики против нацистов, любовь и никакой историчности

Оглавление
Постер к фильму.
Постер к фильму.

Зная привычку современных отечественных режиссеров снимать кино про гламурных нацистов, свирепых комиссаров из НКВД и невинно осужденных всех остальных, к просмотру «Нюрнберга» я подходил с опаской. К счастью, худшие мои опасения не оправдались: в фильме нет заградотрядов, пьяных чекистов, невменяемых политруков и прочей клюквы. Правда, оказалось, что в картине почти нет и того самого Нюрнбергского процесса. А ведь в рекламных анонсах нам сулили кино, которое покажет перипетии по настоящему драматического и судьбоносного суда над военной и политической верхушкой нацистской Германии.

Как мне кажется, введение зрителя в заблуждение в этом случае скорее навредило создателям картины. Судебная драма — жанр специфический, потенциальная аудитория, которой она интересна, не так велика. А вот рассчитанная на подростков сказка о советских разведчиках вполне могла зайти и без паразитирования на реальном историческом событии.

Что хорошо

При этом нельзя не сказать, что те примерно 25 минут судебного процесса, которые нам все-таки показали, технически сделаны отлично. Интерьер зала заседаний, реквизит, одежда действующих лиц — все выверено с точки зрения исторической достоверности. Благо, что архивных съемок судебного процесса 1945-1946 годов сохранилось предостаточно и есть возможность сравнить.

Очень похоже на настоящий зал заседаний.
Очень похоже на настоящий зал заседаний.

Безруков очень неплохо отыгрывает главного обвинителя со стороны СССР Романа Руденко. Единственное замечание к образу, воплощенному актером: Руденко все-таки был выходцем из Украины, и говор у него соответствующий. Безруков же произносит свои речи на идеально правильном русском языке. Карстен Нёргор, исполнитель роли Германа Геринга, со своей задачей тоже справился на ура. Режиссер фильма удержался от искушения превратить рейхсмаршала в карикатурного злодея и показал его таким, каким тот и был — расчетливым и циничным негодяем.

Что плохо или чуть-чуть истории

А вот чего режиссер сделать не смог, ну или не захотел, так это передать накал и интригу, сопровождавшие реальный процесс. Нам не расскажут о том, как мерзавец Геринг выстраивал свою защиту. Хотя в какой-то момент казалось, что нужно или оправдывать его, или превращать суд в фарс. И только советская сторона смогла дожать самого высокопоставленного из пойманных нацистов. В то же время прокуроры Великобритании, США и Франции в части обвинения Геринга проявили себя не с лучшей стороны.

Черчилль пугает американцев плохим Советским Союзом.
Черчилль пугает американцев плохим Советским Союзом.

Не показано в фильме и напряжение, возникшее между союзниками после того, как Черчилль 5 марта 1946 года произнес свою Фултонскую речь. Англичанин наговорил в ней много красивых слов, но посыл она несла один: СССР, и страны его поддержавшие, объявлялись врагами англосаксонского мира. Разлад между союзниками сказался и на ходе процесса. По его итогам трое нацистов были оправданы. Советская сторона возражала против оправдательного приговора. Однако судьи из США, Англии и Франции сочли вину Геббельсовского пропагандиста Ганса Фриче, дипломата и вице-канцлера Третьего рейха Франца фон Папена и министра экономики нацистской Германии Ялмара Шахта недоказанной. Все они преспокойно вышли на свободу.

Ялмар Шахт на процессе.
Ялмар Шахт на процессе.

Жаль, что драматизм настоящей истории процесса показался сценаристу и режиссеру недостаточно интересным для переноса его на экран. Они решили пойти своим путем и вот мы оказываемся в Нюрнберге конца 1945 — начала 1946 года.

О чем фильм

По замыслу кинодеятелей, в городе орудует шайка нацистов во главе с главным Эсэсовцем всея Руси актером Вольфгангом Черни. В нашем случае обаятельного нациста из «Собибора», «Зои», «Т-34» и других прекрасных фильмов зовут Хельмут по прозвищу Хаммер. Задумал этот самый Хельмут недоброе и активно мутит воду с целью побега главных обвиняемых. В крайнем случае, он согласен и на смерть нацистских главарей, лишь бы не допустить их официального осуждения. Каким образом фашистская банда численностью то-ли в 100, то-ли в 500 человек действует в городе, битком нашпигованным союзными войсками и спецслужбами, для нас остается загадкой.

Сергей Кемпо подбирается к нацистам.
Сергей Кемпо подбирается к нацистам.

На битву со зловредными нацистами уверенной поступью выходит наш советский капитан-разведчик Игорь Волгин. Играет его Сергей Кемпо. Собственно, в неравный бой Игорь вступает случайно. Ну, просто у него где-то в Нюрнберге скрывается бежавший из фашистского плена брат. Во всяком случае, Волгин так думает, ну и выпрашивает у начальства командировку в этот город.

Прибыв на место, капитан занят в основном поисками брата. Оно и правильно, служба же не волк и в лес не убежит, особенно в 1945 году. Ищет брата он, правда, как-то странно. Собственно, он просто бродит по Нюрнбергу, периодически посещая концерты и другие увлекательные мероприятия. Казалось бы, никого найти так нельзя, но Игорь находит. Только не брата, а незнакомую ему девушку Лену, роль которой исполняет Любовь Аксенова. Возможно комсомолка и точно красавица, девушка Лена сообщает разведчику, что, дескать, угнали ее фашисты в полон из Советского Союза. Трудилась она, значит, в плену на каком-то нацистском предприятии, ну а теперь освободилась и живет здесь. На что и каким образом живет советская гражданка в американской оккупационной зоне, нашего капитана не интересует. В его оправдание можно сказать о том, что Аксенова женщина красивая, и глядя на нее навыки сотрудника специальных служб как то забываются. Любовь — она такая.

Любовь Аксенова. Ну хороша же.
Любовь Аксенова. Ну хороша же.

Развитие отношений между героями нам иллюстрируют скромной постельной сценой. Однако идиллию нарушает тот неприятный факт, что Лена оказывается немножечко шпионкой. Стучит она злодею Хельмуту, который продолжает строить козни советскому правосудию. Ничего при этом у фашистского главаря не получается, то фон Паулюса убьет, а тот фальшивый, то штурм суда сорвется, то еще какая неприятность приключится. Это все неспроста, разумеется, дело в том, что Лена — агент то двойной. На советскую контрразведку работает храбрая девушка. Есть, правда, и настоящий предатель, из числа членов советской делегации. Обидел его Сталин в 1937 году, репрессировал кого-то из родных, вот он и мстит. Но наши чекисты выводят гада на чистую воду и убивают, в следующий раз будет думать, перед тем как обижаться на Сталина.

Оставшаяся часть фильма посвящена таким увлекательным вещам, как: погони, перестрелки, секретные нацистские базы и сражение с финальным боссом. Через все испытания Игорь Волгин проходит с честью и получает заслуженный хэппи-энд.

Немного погони с перестрелкой.
Немного погони с перестрелкой.

Небольшие вопросы вызывает сюжетная ветка брата капитана. Мы знаем, что он был художником, сидел в концлагере, а потом бежал из него. При этом совершенно непонятно, зачем мы это знаем. Этого брата нам показывают один раз в начале фильма. Ну и еще мы видим его могилу в самом конце. На развитие сюжета он не влияет никак. Игорь мог с тем же успехом искать не брата, а фронтового товарища, подругу детства или любимого кота, ничего бы в картине от этого не поменялось.

В итоге

Вердикт.
Вердикт.

Впечатления после просмотра двоякие. С одной стороны фильм никакой, его не хочется ни хвалить, ни ругать. За реальную историю Нюрнбергского процесса авторы картины браться побоялись, а то, что они выдумали сами особого интереса не вызывает. Для исторической драмы, а заявлена лента была именно так, в ней слишком много сюжетных дыр, роялей в кустах и не вполне адекватных героев. Но вот если признать, что «Нюрнберг» это ненапряжный боевик про шпионов в антураже послевоенной Германии, все становится на свои места. При этом на фоне того, что наснимали о Советском Союзе в последние годы, фильм смотрится вполне пристойно. Если хоть какое-то количество нынешних школьников после его просмотра захотят узнать больше о настоящем Нюрнбергском процессе, значит, снят он был не зря.