18 Маша выламывала строительным ломом паркет съёмной квартиры и прятала в расщелину последние деньги. Вместе с наличными туда отправились и золотые украшения, подаренные Искандером: кольцо и серьги.
— Ты больная... Это не поможет, лучше бы пацанам своим отправила, - стоял над ней растерявший былой лоск Искандер. Они не спали две ночи после того, как побывали под дулами пистолетов своих так называемых крышевателей. Каждый шорох за дверью, каждый скрип заставлял замирать их сердца.
— Заткнись лучше и давай всё, что у тебя есть!
Искандер подумал немного и вытащил из-под продырявленной обивки дивана тонкую коробочку. Там было около 150 долларов.
— Нашёл, куда прятать! И это всё? Ты же на зарплате в офисе!
— Получка через полмесяца.
— Куда ты деваешь деньги? Я чего-то не знаю?
— Это мои личные дела! - рявкнул принципиально Искандер.
— Личные дела! - передразнила его Маша, - перстень тоже снимай!
Паркет они установили назад, царапины Искандер обработал лаком.
— Всё равно заметно.
— Только если присматриваться, - ответила чуть успокоенная Маша и застелила назад отогнутый ковёр.
Потом они сидели на кухне, чай остывал, покрывался плёнкой. Маша то грызла ногти, то нервно накручивала на палец прядь чёрных волос. Она стала замечать, что седых волосин появляется всё больше и больше. Ещё бы! Не жизнь у неё, а сорвавшаяся лавина, которая несётся в безумном вихре вот уже целых 17 лет. Старшему сыну Пете тоже исполнилось 17. Караул! Искандер сосредоточенно давил на столе песочное печенье. Они уже обсуждали это сотню раз и всё безрезультатно:
— Эти отморозки должны сами между собой разбираться, иначе за что мы им платили? Они же должны были обезопасить нас от невыплат заказчика? Должны вытребовать с них деньги?
— Должны, - устало соглашался Искандер.
— Почему они этого не делают?
— Ну, может, те братки, что крышуют заказчиков, оказались круче наших?
— Нет, нет, у них всё должно быть чётко, они же одна мафия! Мои работники поехали домой без денег! Они же там со злости мне дом спалят! А мои сыновья? Братья могут их избить! Нет, ты прав! - Маша подскочила. - Я вышлю все деньги хотя бы братьям, достаём назад!
— Подожди! Значит так... Позвони им завтра по международному, скажи, что деньги будут через месяц.
— Откуда?!
— Не знаю! Но хотя бы успокоим ненадолго твоих молдаван.
Бандитским группировкам не удалось между собой договориться. Искандер оказался прав в домыслах. Одним вечером они вместе возвращались домой - Искандер с работы, а Маша с неудачного собеседования. В подъезде их уже поджидали. Под дулом пистолета Маша дрожащей рукой открыла квартиру, Искандера втолкнули туда уже согнутым пополам от успокаивающего удара. Пару жестоко избили, квартиру обыскали, перерыли каждую щель, отковырнули подозрительные доски паркета и всё выгребли из Машиной заначки. Им дали трёхмесячный срок для возвращения долга.
Маше повезло - по лицу её не били, чего не скажешь об Искандере. Но по внутренним органам и ей проехались хорошо. Стискивая от боли зубы, она вновь отправилась на поиски работы и после нескольких неудачных попыток ей повезло - благодаря наработанному горькому опыту в бизнесе Машу приняли на незначительную должность в один из филиалов развивающейся фирмы, которая занималась возведением новостроек.
Отбитые почки Маша лечила у уролога, но безрезультатно. Врач настаивала на госпитализации, но пациентка отказывалась и ей в конце концов был дан совет обратиться к более узкому специалисту, который был завотделением одной из больниц. Приём был платным, но Маша деваться некуда. Звали его Марат Мингаевич.
— Вы случайно не молдаванка? Это я просто для интереса, фамилия-то русская, Воробьёва, а внешность не похожа.
— Вы угадали, - улыбнулась Маша.
— Я тоже не русский. Из Дагестана. Чечен.
— Очень приятно.
— Так, почки, значит... Ранее полученное лечение не помогло... Ну, что ж, ложитесь, сделаем для начала УЗИ.
Маша легла. Врач настроил аппаратуру и начал обследование.
— Вас избили?
— Да.
— Надо думать, муж?
— Если бы, - хмыкнула Маша, - братки эти поганые, расплодились, как тараканы, свọлочи.
— И за что же они вас? - не отрываясь от монитора, как бы невзначай расспрашивал её Марат Мингаевич.
— У меня бизнес... Был. Заказчик отказался платить, я не смогла рассчитаться с рабочими, ну тут и эти упыри за своей долей явились, а что я им дам? Выставили срок три месяца, полтора уже прошло. Дальше - хоть вешайся. Но они и так нас убьют, если не наберём нужной суммы.
— Зачем же сразу вешаться, всегда можно договориться, если знать с кем... - сказал Марат Мингаевич и вперил в Машу чёрные холодные глаза.
— Вы о чём? - не поняла та, а сердце уже успело ёкнуть.
— О том, что на каждого братка найдётся своя управа. Если хотите, мы можем более подробно поговорить об этом в моём кабинете...
Марат Мингаевич был "в деле" и имел связи со значительными криминальными элементами того времени. Он сказал, что может помочь Маше - занять денег, чтобы та рассчиталась с работниками, но Маша должна будет вернуть их с излишком.
— Вы же понимаете, что будет с вами и вашими детьми в случае невозврата средств?
— Понимаю. Но если меня опять кинут...
— В свою очередь я гарантирую вам, - перебил её Марат, - что больше ни один заказчик не посмеет не рассчитаться с вами и никому, кроме меня, вы не должны будете платить.
Маша, осознавая всю степень риска, согласилась.
Впредь до конца смутных времён Маша будет платить Марату Мингаевичу процент с прибыли, чтобы иметь возможность спокойно вести свой бизнес. Проблем с недобросовестными заказчиками и бандитами у неё больше не будет, а с Маратом Мингаевичем она сохранит дружеские отношения по сей день.
Столь неожиданно получив деньги, Маша попросила начальство дать ей перед выходными два дня без содержания и помчалась в родное село отдавать долги. Дети провели с матерью всего один день. Петя рассказал, что подрался с дядей Димой, когда тот орал на них и сыпал угрозами. Пройдёт ещё полгода и Маша опять вернётся домой, чтобы забрать к себе сыновей. Младшему Мише на тот момент уже исполнится 10 лет. Они снимут с Искандером 3-комнатную квартиру. Мужчина будет очень хорошо относиться к её детям и заслужит их расположение. Мальчики никогда до конца не смогут простить мать за то, что столько лет выживали без неё. Никакими деньгами у Маши не получится наверстать их упущенное детство.
В день, когда она забирала мальчишек из родного села, к ней в гости пришли сёстры Петра, отца её первого сына, которого при рождении не признала вся их семья. В день суда Маша в сердцах прокляла весь их род и всё в её жизни пошло из-за них наперекосяк.
— Видишь его?! Видишь?! - тыкала она младенца в лицо Петра. - А теперь запомни следующее! Это не просто младенец, это первый и последний твой ребёнок, которого ты видишь в своей жизни! Если Бог есть, так оно и будет! И вас это касается тоже! - крикнула она его родителям и сёстрам.
По прошествии 18-ти лет в их семье не родилось ни одного ребёнка. Семьи сестёр рушились, вторая жена Петра тоже собиралась подавать на развод.
— Маша, прости нас, пожалуйста. Наша семья обошлась с тобой ужасно, мы постоянно вспоминаем с родителями твои слова и все раскаиваемся. Петя наш, мы это прекрасно поняли, когда он подрос, вылитый отец. Если тебе нужно чем-то помочь...
— Что ж сразу не пришли, когда поняли? Поздно! Без вас справились!
— Нам очень-очень жаль, что всё так вышло, но мы были детьми, верили в то, что говорят родители... Умоляем тебя нас простить, отпустить из сердца обиду...
— Конечно, я прощаю вас, - искренне сказала Маша, смягчившись, - что прошло, того не воротишь. Живите с Богом.
Через два года, когда Маша с детьми приедет проведать мать, она встретит на улице и старика-председателя с женой. Мужчина остановит их, заговорит уважительно и смущённо, даже заискивающе:
— Ох, Машенька, как приятно видеть вас в наших краях! И ты, Петя, такой взрослый стал и красивый, вы бы хоть в гости зашли проведать нас стариков...
Его жена не сдержала эмоций:
— Внучек ты наш единственный, прости нас! И ты, Маша, прости! Мы так виноваты, так виноваты! Дай я хоть обниму тебя, кровинушка ты наша, Господи!
Петя без эмоций позволил себя обнять. Он уже знал, что их сын является ему отцом. А Маша давно всех простила, слишком много воды утекло. Прошли обиды, горечь наслоилась на горечь... Всё осталось в прошлом.
Компания, в которую устроилась Маша, с годами переросла в застройщика-гиганта, а сама Маша доросла до должности гендиректора. Параллельно она продолжила вести бизнес по отделке помещений: сначала они с Искандером сами искали клиентов, а после, когда Маша надёжно закрепится в компании, они будут брать для черновой отделки их же новостройки. Искандер уволится со своей фирмы и станет Машиной правой рукой. После того первого провала Маша перестанет нанимать в качестве рабочих как односельчан, так и родню. И она уже не Маша вовсе, а давно стала Марией Васильевной.
В 2002 году Маша купит в Москве свою первую квартиру от компании, в которой работала. Когда она впервые привезёт туда Галину Семёновну, та всплеснёт руками и скажет: "Ну, ты теперь у нас и королевна!" А потом будут ещё квартиры, и ещё, и ещё... Маша сделает в них ремонты, обставит мебелью и будет сдавать. Каждому из своих сыновей она тоже купит по 5-комнатной квартире на стадии строительства с видом на Москву-реку, где они сейчас и живут со своими жёнами и детьми. Все три сына постепенно втянутся в дело и будут работать прорабами на её объектах.
Галина Семёновна останется для Маши верным другом и помощницей до самого дня смерти. Маша будет регулярно помогать ей деньгами и обеспечит всем необходимым. Когда Галины Семёновны не станет, Маша, бросив все дела, помчится её хоронить. Больше некому было проводить старушку в последний путь - Леонид, которого бросила вторая жена (у них родилась дочь) продолжал пьянствовать. Он до сих пор живёт там, в калужском посёлке. Уход Галины Семёновны станет для Маши серьёзной утратой. Перед отъездом она обойдёт её домик, вспомнит счастливые дни замужества с Леонидом, подойдёт к стеллажу с книгами и её внимание привлечёт одна книга, лежащая горизонтально поверх остальных. В ней была закладка, на которой выведено рукой Галины Семёновны: "дать прочесть Маше, это о ней." Маша прочтёт стихотворение и расплачется.
Со своими братьями Маша оборвёт все отношения. Дмитрий уйдёт из жизни в 40 лет - он сорвётся с крыши и сломает шею. У его жены на руках останутся четырёхлетние двойняшки, одна из которых была очень слабым и больным ребёнком. Маша будет помогать его жене и оплатит дорогостоящую операцию для девочки. Ведь дети не виноваты, что их отец был такой редкой свọлочью... Второй брат Алексей в 2004 году сойдёт с ума и его поместят в психиатрическую больницу. Сестра Оксана останется жить в доме матери.
Искандер тоже окажется не ангелом. Он часто будет летать на родину в Турцию, якобы навестить больную мать. Через 7 лет совместной жизни Маша случайно выяснит, что он отправляет в Турцию огромные суммы денег и узнает, что у него там есть жена и трое детей, одному из которых только исполнилось 2 года. Они со скандалом расстанутся на целый год, а потом Искандер разведётся и Маша простит его, примет назад. Искандер будет умолять Машу родить совместного ребёнка, но она откажется, как отвергнет и все его предложения об узаконивании их союза. Вот уже 25 лет, как они продолжают жить вместе.
Своей матери Маша оплатит операцию на сердце, а после и вовсе перевезёт к себе, окружит всесторонней заботой, будет выхаживать и исполнять любые её капризы.
Свою подругу Раису, с которой они вместе отправились покорять Москву, Маша устроит к себе на фирму, но через несколько лет Раиса вернётся на родину и будет заведовать магазином, который Маша там построит.
Когда Пете исполнится 25 лет о нём вспомнит биологический отец. Он приедет к Маше, будет умолять о прощении, скажет, что на самом деле никогда не сомневался в том, что Петя его родной сын. Он всячески будет пытаться наладить контакт с Петей, подарит ему машину, но всё безрезультатно... Отец Пете был уже ни к чему.
— Раньше надо было, а теперь я знать тебя не знаю и знать не хочу, - скажет ему сын.
Маша простит Петра, будет молиться в церкви, чтобы Господь снял её проклятье, но судьба распорядится иначе - ни у Петра, ни у его сестёр не родятся дети и Машин сын останется для них единственным продолжателем рода.
Однажды судьба сведёт её и со вторым мужем, когда ей захочется купить манго в овощном магазине. В услужливом продавце она признает Ахмада, но тот не узнает в ухоженной блондинке свою бывшую жену. Маша деликатно, с улыбкой задаст ему вопросы и тот расскажет ей, что на родине его ждёт золотая жена и пятеро детей.
Свой старенький домик в родном селе Маша снесёт и построит на его месте целый особняк, в который будет приезжать почти каждое лето на отдых. Взамен ветхой церкви их села она возведёт новую, построит баню и магазин. Кто бы из односельчан не обратился к ней за помощью, она никому не откажет. Она помогла там очень многим... Одна из девушек в их селе забеременеет в 16 лет и родители, как некогда Машу, будут выгонять её из дома. Маша купит ей однокомнатную квартиру в Кишинёве и будет помогать деньгами, пока та сама не встанет на ноги.
На все праздники Машины сыновья приезжают к ней в гости с жёнами и детьми. Невестки её недолюбливают, хотя та щедро задаривает их подарками - свекровь слишком сильно лезет в их жизни. Просто Маша до сих пор пытается наверстать запоздалой заботой упущенное детство своих сыновей. Ей необходимо знать каждую деталь их жизней, держать всё под своим неусыпным контролем. Ей кажется, что стоит лишь чуть-чуть ослабить вожжи и лошади, почуяв запах свободы, вырвутся из-под её заботливой опеки.
И вот настал очередной день рождения Марии Васильевны. Из компании она ушла, ей хватает денег со сдачи в аренду квартир, а сыновья делят между собой прибыль с бизнеса. Когда все расслабились и довольные откинулись на стульях, а дети увлеклись мультфильмами, Маша попросила минуту внимания и обратилась к сыновьям.
— Я знаю, что во многом перед вами виновата и у вас на меня есть заслуженные обиды. Я и сама никогда не прощу себе, что вы, считай, всё детство провели без меня. Но так сложилась моя судьба, ничего уже не исправишь, немало выпало испытаний на мою душу. И сегодня я хочу прочесть вам стихотворение, которое словно списано с моей жизни. Может быть, вы хоть немного сможете меня понять. Послушайте же его до конца.
И она открыла то самое стихотворение, которое для неё когда-то пометила Галина Семёновна. Маша подняла бокал:
Спасибо, жизнь, за то что вновь приходит день,
Что зреет хлеб и что взрослеют дети.
Спасибо, жизнь, тебе за всех родных людей,
Живущих на таком огромном свете.
Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век
Звучал во мне то щедростью, то болью
За ширь твоих дорог, в которых человек,
Все испытав, становится собою.
За то, что ты река без берегов,
За каждую весну твою и зиму,
За всех друзей и даже за врагов-
Спасибо жизнь. За все тебе спасибо!
За слезы и за счастье наяву,
За то, то ты жалеть меня не стала,
За каждый миг в котором я живу,
Но не за тот в котором перестану.
Спасибо жизнь, что я перед тобой в долгу,
За прошлую и завтрашнюю силу.
За все что я еще успею и смогу,
Спасибо, жизнь, воистину спасибо.
Вы можете поверить в эту историю, как поверила я, а можете сказать, что это бред, ведь она действительно фантастическая. Но я знаю лично того человека, который родил Марии нескольких замечательных внуков, более того, она сейчас вместе с вами читает этот рассказ.
Начало *** Предыдущая