Добрый день, меня зовут Владислав, я пищевой технолог с опытом работы более 13 лет, принимал участие в открытие более 14 заведений и 2 производств, совсем недавно решил начать карьеру автора и буду делиться с вами своим опытом из кулинарии и ресторанного бизнеса. Сегодня мы поговорим про-то как открыть свой пищевой цех, разложим по этапам все ступени, забегая на перед хочу сказать, что эта статья носит ознакомительный характер и опишет вам эту сферу бизнеса в двух чертах, ее можно будет использовать как учебное пособие, но каждую из ступеней придется адаптировать под ваши возможности и рынок сегодняшнего дня, поэтому она и несет только ознакомительный характер
План
1)Цех и его виды (классификация продуктов)
2)Как выбрать направление
3)Как создать меню
4)Как выбрать помещение (автоматизация или ручной труд)
5)Где найти персонал
6)Куда сбывать товар
7)Как развиваться и не стоять на месте
Цех и его виды
Пищевой цех – производство продуктов питания, по своей классификации цех может быть узконаправленный, мясной, кондитерский, молочный, цех по обработке зелени, овощей и фруктов или это может быть одно большое предприятие которое включает в себя все эти классификации.
Продукты могут быть нескольких классификаций
1)Заморозка(свежая заморозка)
2)Полуфабрикаты(замороженные полуфабрикаты)
3)Свежие
Мясной цех – производство и подготовка мясных изделий к примеру это могут быть стейки, копчености, джерки, бастурма, мясные полуфабрикаты по типу колбасы и сосисок, фарш и маринованный шашлык, это пара примеров для вашего понимания.
Молочный цех – цех, который производит сыры, творог, сметану, брынзу, каш и другие молочные продукты.
Кондитерский цех – цех, который производит сладкие изделия по типу тортов, конфет, эклеров, и других десертов, которые мы привыкли видеть упакованными на прилавках магазина
Зеленый цех – цех по обработке зелени, созданию консервированных продуктов, боксов с салатами, варенья, джемы, соки и все что связанно с овощами и фруктами
Узконаправленный цех – цех который специализируется на небольшом количество ассортимента к примеру это может быть цех по производству чипсов, дегидратация фруктов и овоще, общая концепция такого цеха узкая специализация на производстве. Внутри большого предприятия могут быть такие помещения, что является нормальной практикой, но нельзя каждый цех назвать узконаправленным ведь каждый из владельцев постоянно развивает свой ассортимент, но все-же есть и те владельцы которые решили оставить фокус на чем-то одном
Как выбрать направление
На данном этапе мы уже знаем какие виды деятельности у нас уже есть, выбирайте свой путь исходя из того что вам ближе по душе, заниматься йогуртами в тот момент, когда вы все знаете про изготовления сока, будет хорошей идей, если за плечами у вас уже есть большой опыт работы и вы знаете как устроен рынок, но для своего первого предприятия лучше выбрать, то к чему у вас лежит душа, как бы банально это не звучала, люди занимающиеся своим любимым делом достигают большего успеха, чем люди которые берутся за все что выгодно. Даже если в вашем плане создать огромное предприятие по заготовкам на масштабы страны, начните с того в чем уже являетесь экспертом, если вы не знаете в чем вы эксперт, просто спросите себя, что вы больше всего любите кушать и вы обязательно найдете ответ 😉
Так-же на выбор предприятия может повлиять и ваше локальное расположение, оно должно быть выгодно к вам с логистической стороны. Обратите внимание и на своих потенциальных конкурентов и найдите щель в их защите или отступите до выяснения обстоятельств, выходить на рынок сбыта не узнав с кем вы будете конкурировать не самая лучшая затея.
Как создать меню
Давайте представим что вы выполнили все пункты и поняли, что хотите кормить весь город своим мороженным, ведь вы с детства сливочный вкус пломбира и знаете все слабые места конкурентов и почему у вас будет вкуснее.
Тут мы плавно подходим к теме создания основных концепций вашего предприятия, то есть что именно вы собираетесь производить. Создание ассортимента нужно смотреть через призму маркетинга и первое правило маркетинга говорит о том, что маркетинг – удовлетворение нужд клиента, то есть нам нужно создать такое мороженое, которое будет удовлетворять наших потенциальных клиентов.
Исходя из этого мы должны спросить себя, а почему клиенты не довольны, как можно сделать их жизнь проще, как улучшить продукт для них, что они хотели-бы приобретать. Количество таких вопросов может быть безграничным, можно создавать группы людей отвечающие на эти вопросы и вести статистику, это все является частью вашей маркетинговой программы, то есть исходя из нужд ваших клиентов, вы должны составлять меню.
К примеру вы узнали, что на рынке отсутствует мороженое с кокосовой крошкой, выяснили, что потребители имеют к нему нужду, таким образом вы нашли один из продуктов, который вы можете производить, повторю ,что все зависит от условий вашего рынка на данный момент, ищите и адаптируйте ваш продукт под вашего целевого потребителя и помните, что нету ничего не возможного, есть только не найденный ответ, не бойтесь проводить опыты с товаром .
Как выбрать помещение
Перейдем к части выбора помещения для вашей «веселой мороженицы», тут все проще чем кажется, вы можете начать производить мороженное у себя дома, но для масштабирование стоит искать помещение побольше под линии конвейера. При создание цеха с автоматизацией нужно учитывать множество факторов, так-же взять в учет наличие склада и морозильный-холодильных камер, если их нету, в таком случае придется вложится в их создание, но если вы решили открыть производство с учетом ручной работы, помещение стоить рассматривать не такой большой площади. Все детали стоит обговаривать с вашим технологом.
Где найти персонал
Поиск персонала на пищевые производства дело не хитрое, достаточно разместить обьявление с требованием технического образования и опыта , но лучше проводить отбор по наличию опыта в сфере работы с продуктами, так больше шансов не наткнутся на кухоного-террориста, который забудет включить морозику или достать что-то на разморозку, но помните что шансы попасть на террориста при таком отборе уменьшаются, но никогда не равны нулю
Куда сбывать товар
Сбыт товара одна из самых важных частей бизнеса, ведь без прибыли любой бизнес задохнется, вы можете выйти на местный рынок продуктовых магазинов, открыть свой магазин мороженного, стать оптовым продавцом для розничных сетей, покорять масштабы страны, нету универсального выхода на рынок, есть только вы, ваш товар и потребитель. Как донести ваш товар до потребителей решать только вам.
Как не стоять на месте?
Если вы не меняли рецептуру мороженного уже долгое время, это может значить, что вы нашли самую сладкую точку и потребителей и у них еще не слиплось, но любой товар не может жить вечно и вы обязаны расширять свой товарный ряд и пополнять марку новыми товарами, если вы этого не хотите, то в таком случае не переживайте рынок вас либо заставит либо закроет.
Итоги
В этой статье мы разобрали с вами, какие шаги нужно предпринять для того чтобы открыть свой цех, так-как говорили об этом в рамках статьи не смоги уместить всю поднаготную, но говоря честно, никто и никогда не раскроет вам всех подводных камней просто исходя из того принципа, что сами их не знают, любой бизнес это череда проблем с которыми вам придется столкнутся и кто знает какие проблемы будут у вас в вашем регионе, вдруг у вас все сотруднику будут алкоголиками, или вы не сможете справиться с финансовым управлением, про которые мы кстати и не говорили, по той причине, что нету универсальных цифр и для каждого будет своя сумма вложений, мы лишь разобрали как выбрать с чего начать и в каком направление идти, в любом случае нужно думать собственной головой и разрабатывать стратегии продаж, для этого могу порекомендовать хорошую книгу по маркетингу «Котлер-основы маркетинга».
Всем благ и удач в их начинаниях и помните вы не проиграли вы просто еще не выйграли.