В ожидании прекрасного праздника 8 Марта — праздника сестринства и солидарности, свободы и жизни, равенства и справедливости — в наше неспокойное время можно легко пасть духом.
Во-первых, эта долгая, муторная, рыхлая зима, которая высасывает душу, словно дементор, притаившийся в окопе бесконечно длящегося февраля. Во-вторых, бесконечные бытовые конфликты — в транспорте, в магазине, на почте, да даже в офисе у кулера, жирненькие повседневные конфликты — и многие не прочь набить свое скабрезное брюшко мизогинной питательной средой. Ну и в-третьих, социальный и политический фон на реактивных людей действует, как турбо-капсула из фэнтези: чуть заденешь локотком — посыпется всё, от штукатурки до фундамента.
В такие эпохи как никогда необходим поддерживающий, а не парализующий контент, фон, моральный компас. Конечно, в последние годы историй от женщин и про женщин стало куда больше, но всё равно приходится перебрать груды камешков, прежде чем среди них находится самородок.
В этот замечательный день предлагаю подборку сильных и мощных женских историй с вдохновляющими героинями — и два формата на выбор. Книгу можно прочитать или послушать, а фильм или сериал — посмотреть залпом сейчас или отложить до каких-то темных времен, чтобы скрасить себе вечер, а то и все три.
Итак, поехали!
1. И повсюду тлеют пожары (Little fires everywhere)
Автор: Селеста Инг
Жанр: драма, мелодрама
Тип экранизации: сериал
Продолжительность: 8 часов
Режиссер: Линн Шелтон
В главных ролях: Риз Уизерспун, Керри Вашингтон
Потрясающая во всех отношениях актриса Риз Уизерспун когда-то взяла быка за рога и стала продюсером для тех историй, какие хотела рассказать с экрана — популярность ее компании Hello Sunshine взлетела до небес после премьеры сериала «Большая маленькая ложь».
«Пожары» тоже сосредоточены на частной жизни пригорода, но бэкграунд тут совсем другой. Миссис Ричардсон — хлесткая жесткая дама, образцовая домохозяйка и мать, женщина, научившаяся жить по негласным правилам пригорода: тут подсыпать немного сплетен, здесь организовать ужин, там запланировать день рождения…
И неожиданно в город приезжает таинственная Миа Уоррен с дочкой-подростком Перл — и мир Хелены постепенно идет прахом. Миа и Перл гордые, но нищие, сменили кучу школ и с порога ведут себя достойно, честно, открыто, чем сразу же привлекают к себе внимание толпы.
Потрясающая история с достойной экранизацией — один из немногих случаев, когда визуал дополняет книгу, а не портит ее.
2. Прислуга (The help)
Автор: Кэтрин Стокетт
Жанр: драма, мелодрама
Тип экранизации: фильм
Продолжительность: 2,5 часа
Режиссер: Тейт Тейлор
В главных ролях: Виола Дэвис, Эмма Стоун, Брайс Даллас Ховард, Октавия Спенсер, Джессика Честейн
Эта книга — всем книгам книга, без ложного преувеличения. Если вы давно ищете что-то, что бы тронуло ваше сердце или не прочь разбить его к чертям на мелкие кусочки, берите «Прислугу» — как книгу, так и фильм.
В центре сюжета — чудовищное противостояние богатых белых женщин и их чернокожих служанок. Их конкуренция, вражда, взаимопомощь, дружба и привязанность друг другу. Это самый пик конфликта на американском Юге в 1950-е годы. Это протесты, социальные движения, автобусы для белых и отдельные туалеты для темнокожей прислуги.
Эта удивительная история о рабстве и долге, о смысле жизни и институте брака, о мечте и цели, о возможностях и крахах. Этот роман еще и роман взросления, ведь служанки, нянча чужих детей, провожают их во взрослую жизнь, чтобы там стать уже рабынями и собственностью своих молодых подопечных.
Тейлор сделал настолько чудесный фильм, что мне хочется вырвать себе душу и сердце, макнуть их в отбеливатель памяти и затем — посмотреть снова.
История пожилой служанки Эйбелин и юной журналистки Скитер лезвием отпечатана на моем сердце. Как хорош здесь кастинг, с каким юмором и любовью здесь сделана каждая сцена, какой агонией в каждом кадре пышет Хили! Если вы до сих пор не читали и не смотрели — заклинаю вас сделать это сегодня же.
3. Моя гениальная подруга (My brilliant friend)
Автор: Элена Ферранте
Жанр: драма, мелодрама
Тип экранизации: сериал
Продолжительность: 20 часов (пока вышло 3 сезона)
Режиссер: Саверио Костанцо, Даниэле Лукетти, Аличе Рорвахер
В главных ролях: Маргерита Маццукко, Гая Джираче, Элиза дель Дженио, Людовика Насти
Сама себе напоминаю безумного проповедника какой-то малопопулярной религии: где я и мои колонки, там и рекомендации «неаполитанского квартета» Ферранте. Ну а что поделать? Героини так и обязывают посоветовать эту вселенную кому-то другому.
Добро пожаловать, Лена и Лилу, девочки-соседки и погодки из глухого района Неаполя. Ах, у вас токсичная дружба с любовью и завистью и ты, Лену, вечно тянешься за Лилой? Что ж, понимаем, видим, сочувствуем. О, правда, она талантливее тебя во всех сферах, куда бы ни пошла? Но зато твои родители заплатили за твое образование, а ей пришлось учиться шить сапоги, чтобы выжить. Ох, она приглянулась мальчику, который тебе нравился? Вот же нехорошая девчонка! Хотя погоди: вот она уже пашет на фабрике и терпит унизительные домогательства от начальника…
Немного поняли, прочувствовали, да? А мы, члены этой секты, тоже спать ночами не могли, читали взахлеб, чтоб выяснить, как у девочек там в итоге жизнь сложится — ну чисто бразильский сериал, что я с бабушкой смотрела в детстве по ТВ.
Хочу сказать, что сериал великолепный. Без излишних комплиментов. С первого же кадра и слова ты сразу проникаешь в атмосферу гулкого пьяного Неаполя, вдыхаешь пары его рабочей и грязной рубашки, кожей ощущаешь страх за сделанную в отсутствии отца шалость. Безупречным решением студии HBO было снять первый сериал на итальянском — создается полное ощущение причастности к происходящему, будто подглядываешь в скважину за жизнью сумасбродных соседок. При этом романтичные сцены в сериале трогают чуть ли не до слез: как те, с куклой и книжкой Луизы Мэй Олкотт…
От души считаю, что идеальным попаданием в зрителя будет похожий социальный бэкграунд, как было в моем случае: неблагополучный район, тяжелое детство, сложная семья, общежитие с вечно занятой кухней и коридором, разбитый двор, где все всё друг о друге знают — все эти факторы дополняют обстановку и помогают прочувствовать нравственный выбор героинь.
4. Уборщица (Mad)
Автор: Стефани Лэнд
Жанр: драма, мемуары
Тип экранизации: сериал
Продолжительность: 10 часов
Режиссер: Молли Смит Метцлер
В главных ролях: Маргарет Куэлли, Энди Макдауэлл
Никогда не забуду, как я подключила себе Netflix и в качестве пробного шара решила глянуть — фоном, одним глазом — сериал с красивой актрисой из «Однажды в Голливуде». Я собиралась на репетиторство, потом нужно было порешать проблемы со счетчиками и закупить продукты.
Всего через 20 минут после начала я, уже полностью залипшая в экран, отменила все дела и сосредоточилась на главном — очаровательном и безумно честном сериале о выживании небогатой женщины из трейлера, сбегающей от третирования мужем в новый мир и получающей единственную работу, к которой она пригодна — работу уборщицы.
Уборщица. История матери-од...
Потом я прочла и книгу, и в тандеме эти два элемента работают как лучший селф-хелп по выживанию в современном мире.
Сериал содержит несколько изумительных жемчужин жанра: чего стоит хотя бы сцена, где в суде все переходят на тарабарский? А этот монтаж, когда героиня проваливается в депрессию? А грандиозная химия между Маргарет и Энди Макдауэлл, не только играющей маму героини, но и по факту ею являющейся? Это невозможно передать словами.
Удивительная теплая история, рассказанная с любовью и душой.
5. Что знает Оливия? (Olivia Kitterige)
Автор: Элизабет Страут
Жанр: драма, мелодрама
Тип экранизации: сериал
Продолжительность: 4 часа
Режиссер: Лиза Холоденко
В главных ролях: Фрэнсис Макдорманд, Ричард Дженкинс, Билл Мюррей
Я бы и рада вам сказать, что история учительницы Оливии Киттеридж — это какая-то невероятной мощи история про удивительную и неординарную женщину, поступки которой мотивировали учеников, труд которой был оценен ее сыном и мужем, жизнь которой стала поворотным толчком перед эпохой новой эры… Но это не так.
Оливия — сварливая грозная авторитарная тетка, которую в большинстве своем терпеть не могут люди: они предпочитают общество ее великодушного мужа. Сын Оливии презирает властную мать, учеников порой Оливия откровенно третирует, и казалось бы, ну ни один волос на голове не шевельнется, случись с подобной дамой что-нибудь эдакое.
Ну тогда объясните мне, почему так колотится сердце, когда читаешь о ее несостоявшейся истории любви? Зачем переживаешь за нее как за родную, когда она приезжает потчевать женящегося сына злыми словами? Когда так проникаешься к этой черствой старой горгулье?
В Оливии масса шарма, и считывается он из деталей, которые дают тебе, несчастному и одинокому читателю, уяснить: она — своя. Она поймет, когда ты пьян или зол, или ленив, она не станет сюсюкать — выложит всю правду-матку — и делов. Она будет твоим верным и преданным товарищем, и вы поймете друг друга с первых же страниц и кадров безупречного во всех отношениях сериала.
Оливию играет неподражаемая Фрэнсис Макдорманд, а сериал стал образцом драматургии, и именно Макдорманд тут прокладывает дорогу для будущих сильных героинь, еще не ставших мейнстримом: Милдред из «Трех билбордов» по сценарию Мартина Макдоны, Ферн из «Земли кочевников» по книге Джессики Брудер. Этот сериал — ее бенефис, наслаждайтесь каждой деталью.
6. Убить пересмешника (To save a mockinbird)
Автор: Харпер Ли
Жанр: драма
Тип экранизации: легендарный фильм
Продолжительность: 2 часа
Режиссер: Роберт Маллиган
В главных ролях: Грегори Пек, Мэри Бэдэм и Филлип Олфорд
Лет 10 назад мы с подружкой-одногруппницей обсуждали, в какую из дорогих сердцу книг спрятали бы свой крестраж, если б выпала возможность, и она предположила про меня, что я точно выберу вселенную Гарри Поттера. Хорошо помню, что уже тогда я сказала, что поселила бы свою душу в «Убить пересмешника» Харпер Ли — истинном пристанище справедливости, любви и взросления.
Я обожала эту книгу и в юности по дурости не хотела смотреть старое черно-белое кино с тогда еще неизвестным мне Грегори Пеком. Как же сильно я ошибалась!
«Убить пересмешника» — потрясающая история, рассказанная маленькой девочкой, которая видит отца всесильным, зло вселенским, а финал счастливым. Она пока не принимает компромиссов и боится страшных рассказов, но учится вникать в жизнь, рефлексировать и проживать мгновения.
Отец Глазастика (так все зовут девочку) — бесстрашный адвокат Аттикус Финч, который берется за заранее проигранное дело: чернокожего обвиняют в изнасиловании белой женщины, и на семью уважаемого адвоката проливается людской гнев.
Если бы я могла, я бы читала эту книгу всем детям и взрослым на свете, я бы выскоблила слова Аттикуса на своей усталой душе, я бы всегда видела идеал и смысл, но я могу только лишь время от времени возвращаться к книге и фильму, которые по традиции совмещаю друг с другом, и поражаться мощи этой глубокой бездны — любви девочки к папе и ее растущему осознанию жизни.
7. Комната (The room)
Автор: Эмма Донохью
Жанр: драма
Тип экранизации: фильм
Продолжительность: 2 часа
Режиссер: Ленни Абрахамсон
В главных ролях: Бри Ларссон, Джейкоб Трамбле
Сейчас я смотрю церемонию «Оскар» каждый год, но один из ярких моментов в те, первые годы, когда традиция в моей жизни только приживалась — малыш Джейкоб Трамбле на ковровой дорожке. В смокинге. Восьмилетний. Номинированный на «Оскар» за лучшую мужскую роль.
И Бри Ларссон в тот год получила «Оскар» за лучшую женскую роль и в один миг стала большой актрисой.
Трагическая история мученицы, пленницы комнаты легла в основу романа Эммы Донохью. Это помогающая книга, чтение захватывает на уровне скандинавского триллера, история тесно переплетается с размышлениями о материнстве и одиночестве, о долге матери, о мечте и надежде.
Гарантирую, фильм подарит вам те же эмоции. Невероятное напряжение каждой сцены, подлинный героизм, проявляемый ежедневно, невероятные актерские работы — всё это компоненты лучших экранизаций, и с «Комнатой» совершенно невозможно расстаться.
8. Неортодоксальная (Unorthodox)
Автор: Дебора Фельдман
Жанр: драма, мелодрама, мемуары
Тип экранизации: сериал
Продолжительность: 4 часа
Режиссер: Мария Шрадер
В главных ролях: Шира Хаас, Амит Рахав, Джефф Вильбуш
Правила жизни хасидской общины недоступны для понимания большинству. И даже для ознакомления. И тем более — для возможностей их критики.
В 2012 году Дебора Фельдман нарушила негласный запрет и выпустила автобиографию «Неортодоксальная: скандальное отречение от моих хасидских корней», подробно описав свой путь, отношения между членами общины и долгий процесс принятия собственной новой судьбы.
Неортодоксальная. Скандальн...
Уже через 8 лет стриминговый гигант Netflix выпустил мини-сериал по этой истории — и случился эффект разорвавшейся бомбы.
«Неортодоксальная» только внешне исследует устаревший институт брака и сравнивает два мира — странный и консервативный Уильямсбург и процветающий, полный возможностей Нью-Йорк. Община не желает отпускать юную Эсти, и обеспокоенные граждане преследуют девушку повсюду, хотя Эсти хочет только одного — жить, наслаждаться, чувствовать.
И книга, и фильм не оставят никого равнодушным — мастерски сделанный визуал просто кладет на лопатки любые сомнения в доводах Эсти. Если заглянуть глубже, история Деборы расцветает тысячей других граней: размышлением о роли женщины в мужском мире, рефлексией о связях повзрослевших дочерей с их матерями, дихотомией социально-культурного контекста, интернета, соцсетей и человеческой привязанности — словом, вы испытаете массу эмоций, если пропустите эту историю через призму собственного опыта.
Когда я отбирала книги и фильмы, я прошла через массу сложностей. Сначала мне казалось, что нет вообще ничего, и все знаковые героини давным-давно описаны в книжках Джейн Остин и Шарлотты Бронте, но их брать не хотелось. Затем внезапно на меня вылился поток крутых мотивирующих героинь — от Лидии Тар до Фриды Кало и Фиби Уоллер-Бридж, и я всё записывала, и записывала, и записывала, а затем отсекала большую часть историй по разным причинам. То в основе хорошего фильма оказался оригинальный сценарий, то книжка была написана позже, уже по мотивам состоявшегося в прокате фильма, то кто-то из команды стал причастен к грандиозному скандалу, то фильм казался мне слишком нашумевшим и вычурным.
Вообще-то в процессе написания я регулярно ловила ощущение «вот бы сейчас сесть и перечитать» или «хм, интересненько, а можно ли где-то легально сейчас посмотреть это?»: мне уже немало лет, и по опыту знаю, что такие мыслишки — добрый признак хорошего времяпрепровождения.
Я так счастлива и горда своей великолепной восьмеркой женщин, мне так приятно было готовить и писать эту статью в ночи после долгих утомительных будней, что я надеюсь, мне удалось передать хоть кусочек этой радости вам. Чувствуете, вот она я, протягиваю к вам руку через экран?
Впереди у нас еще много-много неснятых историй и ненаписанных книг, но я с радостью выслушаю ваши предложения, отсмотрю и вычитаю книги, что вы порекомендуете в комментариях (хотя почти уверена, все они уже есть в моем списке!).
Давайте в день солидарности и сестринства поддержим друг друга именно так — вдохновением, энергией, силой и мотивацией?
Сидит, сложив руки на клавиатуре, в ожидании возможности ответа
колумнистка Ольга Карулина.