Давненько я собирался написать об этом шедевре Александра Птушко и вот, наконец-то дошли руки
По отдаленным мотивам
"Новый Гулливер" - второй в мире полнометражный кукольный мультфильм после "Рейнике-Лиса" В. Старевича и первый, в котором кукольная анимация была совмещена с игрой живого актера. Да, такие попытки предпринимались и раньше, например, в картине К. Макаберидзе "Моя бабушка", но совсем не в таком масштабе, как в "Гулливере". Ничего подобного ему не было ни до, ни после.
Фильм снят не столько по "Путешествию Гулливера в страну лилипутов", сколько по каноническим иллюстрациям Ж. Гранвиля к этому роману Свифта. Здесь можно увидеть знакомые всем картинки. Например, Гулливера, расставившего ноги, пропуская процессию лилипутов. И Гулливера, который закусывает коровами, прихлебывая из бочки. И Гулливера, который тянет к берегу на верёвке флотилию лилипутских судов, и др. В остальном, кино не имеет с книгой абсолютно ничего общего.
Сон пионера Пети
Главный герой - пионер Петя, отдыхающий в Артеке, большой любитель приключений Гулливера. Однажды он задремывает на солнышке и тут начинается: шторм, пираты, буржуазное лилипутское государство и все такое прочее.
Игра живых актеров, включая самого Петю, типична для 30-х годов. Все играют манерно и неестественно, с нажимом, сильно бросается в глаза, насколько наши кинематографисты в 1935 году ещё не привыкли к звуку. Но картина прекрасна вовсе не актерской игрой, а тем, что это в первую очередь, мультфильм.
Злодеи и пластилиновые герои
Для "Нового Гулливера" было создано больше 1000 кукол и применены новаторские для своего времени технологии комбинированных съёмок, чтобы актер (В. Константинов) и куклы как можно естественнее смотрелись в кадре вместе и звукозаписи, для создания писклявых лилипутских голосов. Большинство кукол, созданных художником С. Я. Мокиль имели яркие индивидуальные черты и своеобразную сложную мимику. Причем, как это часто бывает и в литературе и в кино, злодеи у Птушко получились намного боле выпуклыми и проработанными, нежели герои. Король Лилипутии, шеф полиции, конферансье, исполняющий великолепный фокстрот: "Моя лилипуточка приди ко мне" и прочие "эксплуататоры трудового народа" выглядят куда выразительнее, нежели сам народ. Куклы рабочих в "Гулливере" просто грубовато слеплены из одноцветного пластилина. Из-за этой невыразительности и непроработанности персонажей лилипутского пролетариата, в картине Птушко впоследствии частенько замечали скрытую антисоветчину.
Лилипуты пишут с ятями
В "Гулливере" много титров, воспроизводящих различные документы: переписку шефа полиции со своими агентами, записки рабочих и проч. Так вот: "эксплуататоры" пишут, строго соблюдая дореволюционную орфографию, с ятями и твёрдыми знаками. Пластилиновые рабочие используют привычную, советскую орфографию. Как сказал один из рабочих, прочитавших тетрадь Пети-Гулливера по родному языку, "Этот язык - он и нам родной".
Редкий вид киноискусства
Город лилипутов со всей его многочисленной кукольной "массовкой", домами и машинами поражает воображение до сих пор. А кадры на подземном заводе, где человекоподобные монструозные машины делают снаряды - тем более. Военный завод в "Гулливере" Птушко чем-то напоминает машины "Метрополиса", но ничуть их не копирует. Такое вот неожиданное вкрапление ретрофутуризма в сказку про большого советского пионера, окруженного "мелкими душонками". Есть там и отсылка к творчеству Гарольда Ллойда в сцене, где свергнутый король лилипутов повисает на стрелке дворцовых часов.
Конечно, пропагандистский посыл "Нового Гулливера" лезет изо всех щелей. Но он настолько великолепно сделан, что это можно легко ему простить. Ведь по свидетельству современников: «"Новый Гулливер" утверждает новый вид художественной кинематографии. Объёмная мультипликация — очень редкий вид киноискусства, а полнометражная объёмная мультипликация становится впервые в мировой истории».
немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус