Итак, я снова возвращаюсь к запланированной серии статей по "Аваратам". И в этот раз мы коснемся обвинений в примитивности сюжета, вторичности, и да, - якобы первоисточниках.
Они преследую эту вселенную со дня выхода, и, надо отдать должное, под этими заявлениями есть весьма подходящая почва.
Начнем с главного, - тот самый рассказ Пола Уильяма Андерсона "Зовите меня Джо". Автор, по праву считающийся одним из блестящих фантастов Серебрянного Века этого жанра литературы, уж 20ть лет как благополучно помер в почтенном возрасте, посему ничего сказать по этому поводу не может.
Зато в его рассказе действительно фигурируют "аватары" - синекожие, хвостатые, ю-сфинксы с плоскими носами.
Только о чем же рассказ? А он, как это часто бывало для авторов той эпохи, о мощности человеческого разума! О личности. Индивидуальности. О том, что развитая личность способна преодолеть любое на нее давление.
Вторым, но немаловажным пунктом идет возможность подарить инвалидам и старикам - новую, полноценную жизнь в теле сфинкса на Юпитере. И это не просто гуманистическое повествование, - оно таково, что нынче мы его его действительно назовем по-детски наивным! Ю-сфинксов оказывается создают ученые просто для исследования, а психолог туда прилетает потому что ему за это просто так платят. Просто так. Такая вот добрая щедрая цивилизация, у которой то "сфинксы" дорогие, но между тем из этих сфинксов они намерены создать на Юпитере цивилизацию... Зачем-то. И долго ждать пока Ю-сфинксы научатся топоры делать из жидкого водорода...
Так что же здесь украл Кэмерон?
А ничего. Эта тема была актуальна именно в Серебрянное поколение фантастов "земли обетованной". И как зеркало тогда же - варварская разработка ресурсов, сомнительное использование планет, в том числе с разумным населением, и прочее, прочее, прочее в количестве, что исследовали писатели.
Я бы сказала, что Кэмерон в своем фильме ударился в совсем другое произведение того же периода - "Слово для леса и мира одно" еще одного мэтра фантастики Урсулы Ле Гуин
В повести "Слово для леса" , изданной в 1972 году, там есть все, что можно узнать в Аватаре. Там есть зеленая цветущая планета,- Новое Таити, - где высадились колонизаторы. Там есть злобный военный, только не Куорич, а Девидсон. А еще Девидсон состоял в насильственной половой связи с аборигенкой (что спровоцировало конфликт).Там есть хороший ученый Радж Любов, который исследует аборигенов, симпатизирует им, и погибает после их мятежа... навеки оставшись живой памятью народа, а главный герой Селвер Теле общается под деревом с мертвым Любовым... Ибо аборигены Нового Таити- они объединяют свои сны, воспринимают природу и бытие, как продолжение своих снов и имеют соответствующую связь между собой и всем этим... Привет Эйва!
А еще Кэмерон нагло скопировал Покахонтас. Право слово, - влюбленная туземка, добрый бравый ГГ и злые парни, которые против... Похоже же? Не снимайте фильмы про влюбленных туземок!
Ииии? Вот скажите мне, это все как-то может умалить историю Джейка Салли и Нейтири?
Мир не начался вчера. Все в нем когда-то, кем-то уже было сказано. И будет сказано еще не раз. Есть даже такое понятие как "архетип"... Иногда что-то появляется потому что должно появиться. Как квинтэссенция какой-то идеи. Аватар тому пример в наше время.
А вот насколько его идея ценна и нашла ли достойное выражение, я выскажусь позднее.