Найти тему
Московская газета

Африканист Пискунова объяснила, чем государство Чад так привлекает инвесторов

   Африканист Пискунова объяснила, чем государство Чад так привлекает инвесторов
Африканист Пискунова объяснила, чем государство Чад так привлекает инвесторов

Глава Переходного военного совета Чада Махамат Деби призвал иностранных инвесторов вкладывать средства в открытые недавно в этой стране особые экономические зоны (ОЭЗ). О том, насколько Африка пользуется популярностью у иностранных инвесторов и чем их так может привлекать Чад, «Московской газете» рассказала африканист, кандидат политических наук, доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Пискунова

«Государство Чад долгое время находилось в ситуации критической задолженности перед международными финансовыми институтами – такими, как МФВ и Всемирный Банк. Этому способствовала структурная несбалансированность экономики страны, превалирование добывающей отрасли и сельского хозяйства традиционного (не инновационного) типа, политическая и социальная нестабильность, — говорит Наталья Пискунова. — Тем не менее, в начале 2000-х годов Чад, как и многие другие страны Африки, взяли курс на развитие и реструктуризацию экономики. Кроме того, страны региона Центральной Африки, к которому относится Чад, крайне богаты полезными ископаемыми – здесь ведётся добыча как промышленных алмазов, так и золота, нефти и урановой руды».

По словам эксперта, именно значительные объёмы как разведанных, так и неразведанных ресурсов привлекают иностранных инвесторов.

«Ситуация в Чаде стабилизировалась после подписания мирного договора с Суданом в 2010 году, — говорит собеседница издания. — Это способствовало улучшению инвестиционной привлекательности страны».

Наталья Пискунова отметила, что после 2015 года интерес бизнесменов к Африке вырос многократно: «Причём, в основном это инвесторы из стран Азии. Например, в тройку ведущих стран-инвесторов (а также фондов и предприятий из этих стран) входят Китай, ОАЭ и Турция. Африка сегодня интересна не только и не столько как богатейший континент в плане полезных ископаемых и низкой стоимости рабочей силы, сколько как банковский «хаб»; кроме того, африканские морские порты нужны всем странам и предприятиям, которые задействованы в перевозке товаров из Китая, Индии, Японии, стран Юго-Восточной Азии в Европу, Россию и США».

Пискунова напоминает, что именно в Африке, особенно в Восточной Африке, находятся основные пункты перегрузки и обслуживания торговых судов, следующих курсами через Суэцкий канал в Европу.

«В лидерах по темпам роста экономики на континенте сейчас находятся так называемые «Африканские львы развития» — 6 стран, которые смогли уже в 2015 году выйти на ускоренный темп прироста экономики, провели структурные реформы и смогли воспользоваться «демографическим дивидендом». Сегодня эти страны — Гана, Нигерия, Мозамбик, Эфиопия, Кения и ЮАР — продолжают наращивать темпы роста торгового оборота и усиливают привлекательность всего континента в целом», — рассказала доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Наталья Пискунова добавила, что сейчас Чад становится более привлекательным именно в плане внедрения новых методов как в традиционные отрасли (например, сельское хозяйство), так и в новые области:

«В итоге крупные мировые производители комплектующих для компьютерной техники и смартфонов стремятся закупать сырье для производства как чипов, так и оборудования именно в Чаде».

Ранее «Московская газета» рассказывала, что связывает Россию и ЮАР и насколько устойчивым окажется их нынешнее сближение.