Найти тему

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДО НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ МОТОЦИКЛА

Как сказал однажды Станиславский: «Нельзя научить, можно только научиться». И это правда, потому что как бы не старался учитель, тренер или инструктор вложить знания в голову подопечного, у него это не получится, если сам подопечный не приложит усилий. Одни родители показывают ребёнку, как нарисовать солнышко, и просят его повторить. А другие родители дают ребёнку цветные карандаши и разрешают рисовать всё, что он хочет. Так же работает и с мотоциклами. Инструктор в мотошколе даст карандаши – азы вождения и базовые знания, без которых не научиться водить. А творить, то есть кататься на профессиональном уровне, вам придётся научиться самостоятельно.

Если вы не готовы прилагать усилия, чтобы овладеть навыками вождения, не стоит даже сдавать на права: без упорства и тренировок вы не станете опытным ездоком. Но если Вы понимаете, что придётся самостоятельно заниматься, тратить время на отработку упражнений, читать дополнительную литературу и постоянно оттачивать мастерство, тогда дерзайте. В этой статье вы найдёте список знаний и умений, которым учат в мотошколе, и которые облегчат путь к байкерским вершинам.

Что надо узнать о мотоцикле, прежде чем начинать учиться ездить

Если вы решили стать байкером, запомните одну истину. Мотоцикл – это не транспорт, не средство достижения цели, не инструмент и не куча железа, нуждающаяся в постоянном уходе. Мотоцикл – это верный друг и товарищ, который спасёт из любой беды, если вы научитесь правильно с ним обращаться. Когда вы решите отправиться в дальнюю дорогу, в первую очередь придётся позаботиться о байке, – проверять работоспособность, пополнять бак, заменять неработающие детали, – а уже потом о себе. Для того, чтобы уметь заботиться о мотоцикле, важно знать, как устроены его основные части. А именно: Базовая схема конструкции мотоцикла и расположение органов управления. Не пытайтесь изучать, как настраивается карбюратор (инжектор), как работает напряжение в сети электропроводки мотоцикла или как устроена конструкция рамы байка. Достаточно помнить названия, назначение базовых элементов, а также принципы работы главных узлов и агрегатов. Принципы работы ручки газа. Если вы получали права категории «B» и знаете, как работает педаль газа в автомобили, привыкнуть к ручке газа на мотоцикле не станет проблемой. Однако если байк – ваш первый транспорт, некоторые секреты устройства могут оказаться неожиданностью. Поэтому прежде, чем отправляться на практические тренировки, ознакомьтесь с азами работы газа на мотоцикле. Принципы работы сцепления и «серая зона». Если вас всегда волновал вопрос, как байкерам удаётся плавно трогаться с места, а не разгоняться одним резким рывком, ответ на вопрос – сцепление. А владение техникой использования «серой зоны» поможет вам избежать падений на поворотах. Принципы работы тормоза. С тормозными деталями мотоцикла отдельно придётся разбираться даже профессиональным авто водителям, потому что тормозная система байка имеет одно отличие от автомобилей – она разделена на 2 равноценные части: передний и задний тормоз. Распределение нагрузки на переднюю и заднюю ось мотоцикла, пятно контакта. Без понимания того, как меняется траектория движения мотоцикла в зависимости от положения тела водителя, невозможно научиться водить мотоцикл. Только разобравшись в том, какая поза считается подходящей для вождения, и научившись рулить не рулём, а ногами, водитель из новичка превратится в опытного байкера. Теперь обо всём поподробнее. Базовая схема конструкции мотоцикла и расположение органов управления

Мотоцикл состоит из 4 частей, каждая из которых отвечает за свою сферу деятельности: из ходовой части; из двигателя; из трансмиссии; из дополнительного оборудования.

Ходовая часть также называется экипажной – это каркас байка. В него входит то, благодаря чему мотоцикл выглядит как мотоцикл: колёса и тормоза, рама и амортизаторы, подвески, передняя и задняя вилка, ось поворота. Это самая тяжёлая и массивная часть транспорта. Двигатель или мотор – отвечает за выработку энергии, необходимой для движения мотоцикла. Двигатели различаются по количеству тактов в одном цикле работы, по количеству цилиндров, по размеру, монолитному или раздельному устройству, по стране выпуска. Трансмиссия занимается передачей выработанной в двигателе энергии в колёса, это своеобразный мостик, связывающий место производство энергии с конечной целью. Состоит из главной передачи, коробки передач и сцепления (о нём подробнее ниже). К дополнительному оборудованию относятся элементы, созданные для комфорта водителя и пассажиров и различающиеся у мотоциклов разных производителей. Это сиденье для водителя и пассажиров, багажник или кофра, сигнализация и замки от угона, фары и зеркала, габаритные огни и панель управления.

Принципы работы ручки газа

Ручка газа мотоцикла работает аналогично педали газа на автомобиле. Плавное нажатие педали в автомобиле влечёт за собой увеличение подачи топлива в двигатель, что, в свою очередь, увеличивает крутящий момент. Крутящий момент передаётся от двигателя на ведущие колёса автомобиля, и он начинает движения. Мотоцикл работает так же: плавный поворот ручки газа на руле увеличивает подачу топлива в двигатель, крутящий момент передаётся на заднее колесо мотоцикла, и тот постепенно начинает разгоняться. Нужно понимать, что разгон будет плавным, только если водитель повернул ручку газа аккуратно. В этом случае транспортное средство будет постепенно, без рывков увеличивать скорость движения. Резкий поворот ручки газа (или резкое нажатие на педаль в автомобиле) приведёт к резкому ускорению мотоцикла (или автомобиля) или остановкой работы двигателя (заглохнет), что плохо скажется как на износостойкости механизма (трансмиссия, двигатель и заднее колесо перегружается), так и на самом водителе. Ручка газа мотоцикла находится справа на руле, рядом с рычагом переднего тормоза и кнопкой аварийного выключения двигателя красного цвета. Для новичков этот факт часто становится открытием. Неопытный водитель, не успев привыкнуть к нетипичному расположению газа, пытаются держаться за правую ручку и рулить и одновременно с этим непроизвольно поворачивает ручку газа, как если бы хотел увеличить скорость. Резкий поворот ручки приводит к резкому неконтролируемому разгону байка, которого водитель не ожидает. В лучшем случае последствия ограничиваются лёгким шоком и уроком на будущее, в худшем – падением на высокой скорости. Принципы работы сцепления и «серая зона»

Сцепление в мотоцикле – это узел, временно отсоединяющий коробку передач от двигателя, а затем соединяющий их вновь при плавном переключении скоростей. Связано это с особенностями работы мотора: двигатель крутится постоянно, а вот колёса – нет. Вместо того, чтобы глушить мотор для каждой остановки, водитель переключает коробку передач на нейтральную передачу, активируя её рычагом сцепления, за счёт чего байк и останавливается. А когда встаёт необходимость снова тронуться с места, сцепление мягко соединяет вращающийся двигатель и неподвижную коробку передач, и мотоцикл отправляется в путь. Можно привести следующую аналогию для работы сцепления в мотоцикле: человек размешивает ложкой чай, методично двигая ей по кругу, и вдруг чай резко превращается в застывающий бетон. Плотность жидкости меняется, и, если ложка двигалась быстро, это может привести к сильному удару, в результате чего ложка погнётся или сломается. Тогда, чтобы избежать поломки ложки, необходимо вытащить её из чашки с чаем до того, как тот превратиться в бетон, а затем медленно опустить ложку обратно и начать размешивать бетон уже с другой скоростью. Так же и с переключением передач: в одном случае сцепление оказывается неподготовленным к смене передачи и ломается, в другом же нагрузка на сцепление растёт равномерно и рывок не ощущается.

Сцепление на мотоцикле имеет так называемую «серую зону», в которой диски сцепления не прижимаются друг к другу с полной силой, а проскальзывают. Поэтому езду на серой зоне сцепления называют ездой на буксующем или проскальзывающем сцеплении. С помощью ручки газа и серой зоны сцепления водитель может мгновенно передать колесу дополнительный крутящий момент. Например, это становится критичным умением в ситуации, когда мотоцикл заваливается набок на низкой скорости. Тогда водитель, чтобы предотвратить падение, слегка отпускает рычаг сцепления и увеличивает крутящий момент на заднем колесе, мотоцикл разгоняется и перестаёт заваливаться. В другую сторону это работает так же: чтобы сбросить скорость водитель поджимает рычаг сцепления, благодаря чему мотоцикл замедляется. С помощью рычага сцепления контролируется и тяга, предотвращая ускоренное вращение колёс на поверхностях с низким сцеплением. Принципы работы тормоза

В отличие от автомобиля, на мотоцикле тормозная система разделена на передний тормоз, который располагается на правой ручке руля, рядом с рычагом газа, и задний тормоз, контролируемый ногой (педаль заднего тормоза находится на правом боку байка рядом с подставками для ног). На мотоциклах с ABS, которая контролирует чрезвычайное торможение и предотвращает блокировку колёс, за распределение усилий ручной и ножной тормоза отвечает электроника, но на начальном этапе важно научиться работать каждым видом тормоза отдельно.

Сложность заключается в том, чтобы научиться сокращать тормозной путь байка, используя способности, как переднего, так и заднего колеса. 70% усилий приходится на передний тормоз, 30% – на задний, но это не значит, что водитель может позволить себе пользоваться только одним тормозом, забывая о втором. Во-первых, эффективность остановки зависит и от модели мотоцикла: байки с высоким центром тяжести и короткой базой, например, спортбайки или нейкеды, лучше останавливаются передним тормозом, а вот мотоциклы с низким центром тяжести и длинной базой, вроде круизеров и чопперов, лучше реагируют на торможение задним колесом. Во-вторых, каждый водитель, вне зависимости от опытности и навыков, может оказаться на гране падения или аварии, когда благоприятный исход ситуации будет зависеть только от своевременного использования обоих тормозов.

Новичку следует запомнить несколько правил, касающихся торможения на мотоцикле. Закрывайте газ прежде, чем начнёте тормозить. Никогда не дёргайте ни передний, ни задний тормоз – вместо этого плавно нажимайте рычаг тормоза, а затем постепенно увеличивайте усилие. Приучите себя всегда держать два пальца на ручном тормозе, чтобы в критической ситуации вам не пришлось спешно тянуть руку к рулю, а было бы достаточно просто согнуть пальцы. И последнее, держите руки на руле так, будто бы отталкиваете его от себя: это сместит центр тяжести на заднее колесо и повысит управляемость байка на время торможения.

Распределение нагрузки на переднюю и заднюю ось мотоцикла, пятно контакта

Садясь на мотоцикл в первый раз, помните, что законы физики никто не отменял. Сила тяжести всё так же притягивает мотоцикл к земле, а мощность и скорость езды всё так же зависят от массы водителя. Поэтому, прежде чем отправляться в мотошколу, повторите элементарные законы физики и разберитесь, как распределяются силы, действующие на мотоцикл. Эти знания вместе с умением контролировать своё тело помогут вам на всех этапах езды: в движении, ускорении, торможении и остановке. О факторе веса стоит вспоминать на поворотах, планируя поменять направление движения. При любом повороте мотоцикл стремится, занять прямое положение, в то время как гонщик, наоборот, смещает вес относительно центральной оси, заставляя байк кренится вбок. Поэтому перед поворотом вес водитель должен заранее быть распределён как можно равномернее по всему мотоциклу – от руля до багажника. И когда мотоцикл начнёт заваливаться на один бок, задача водителя наклониться в противоположную сторону, удерживая равновесие. Если посмотреть на скоростных гонщиков во время соревнований, можно заметить одну особенность: они прижимают голову и грудь вплотную к топливному баку и слегка приподнимают их на поворотах. И связано это как раз с распределением веса.

Таким образом, когда байк начинает крениться в сторону, грозя сбросить водителя или упасть, необходимо своевременно, но аккуратно и плавно наклонять корпус тела так, чтобы давление на переднюю и заднюю оси мотоцикла выравнивалось. При торможении гонщику придётся сопротивляться инерции, сохраняя тело в неподвижном состоянии, а при разгоне, наоборот, – пригибаться к рулю, распластываясь по сиденью и уменьшая площадь сопротивления воздуха.

На успешность торможения или разгона, кроме всего прочего, влияет и пятно контакта – место, в котором резина шин соприкасается с асфальтом. За счёт этого взаимодействия возникает сопротивление и колёса отталкиваются от поверхности земли, вместо того чтобы проскальзывать, оставляя мотоцикл на одном месте. Учась управлять весом при вождении байка, не забывайте о том, что сгоревшая или деформированная резина будут ухудшать управляемость транспорта, так что наклоны и другие манёвры с весом останутся незамеченными.

Что должен знать и уметь учащийся, прежде чем начинать ездить

Кроме строения мотоцикла существует ряд знаний, способных заметно облегчить процесс учёбы и помочь начинающему водителю быстрее освоить азы управления байком. Одни навыки пригодятся новичку в мотошколе, помогут структурировать поступающую информацию и уменьшат шок от первого знакомства с мотоциклом. Другие навыки окажутся полезными на дороге, когда перед водителем будет стоять задача не сдать экзамен ГИБДД, а уберечь собственную жизнь. Что вам понадобится, для успешной учёбы: Контроль и понимание баланса. Возможно, вам кажется, что умение ловить баланс не навык, а естественная реакция организма. Но вспомните первые попытки детей научиться кататься на велосипеде: они не всегда понимают, какую ногу выставить, чтобы предотвратить падение. Чего уж говорить об умении чувствовать баланс и равновесие. По этой причине инструкторы в мотошколах настоятельно рекомендуют научиться ездить на велосипеде, прежде чем пересаживаться на байк.

Умение расслабляться, не закрепощаться и не сжиматься на занятиях. Если вы профессионально занимаетесь спортом, то знаете, что любые сложные элементы выполняются, благодаря не напряжению в мышцах, а их расслаблению. Только перестав терзать собственное тело и настроившись на победу, спортсмен сможет пробежать 10-километровый кросс или поднять неподъёмную штангу. Вершины мастерства в этом деле достигли йоги и представители других восточных видов спорта, однако овладеть секретами расслабления может каждый.

Знание размеров мотоэкипировки: шлема и черепахи. С этим пунктом вопросов не возникает, ведь, садясь на мотоцикл, не важно, происходит это в магазине или мотошколе, водитель в любом случае надевает мотоэкипировку. А не зная собственных размеров, не получится ни воспользоваться чужим шлемом или черепахой, ни купить собственные.

Время для учёбы в мотошколе. Не думайте, что практические занятия ограничиваются парой посещений школы с перерывом в полгода. Первые шаги в изучении мотоцикла требуют полного погружения в процесс: стабильного посещения лекций, периодических тренировок, чтения дополнительной литературы и самостоятельной подготовки к занятиям. Если вы не уверены, что сможете уделить время полноценной учёбе, ваша затея потерпит крушение. Азы оказания первой медицинской помощи. Однажды каждый водитель оказывается в критической ситуации, где от его знаний и навыков зависит здоровье или жизнь пострадавшего. На дорогах ежедневно происходят десятки аварий, и умение оказать доврачебную помощь пострадавшему станет серьёзным преимуществом.

Негласные правила и сигналы жестами. Как бы вы не старались, у вас всё равно не получится выучить все байкерские правила этикета или сигналы жестами без постоянной практики. Однако можно уменьшить количество сложностей, которые встретятся вам на дороге при первом выезде, и заранее познакомиться с базовыми традициями, наполняющими жизнь байкеров.

Страшные байкерские термины. Как и в случае с предыдущем пунктом, все термины, названия и сокращения вы сможете запомнить лишь со временем, общаясь на байкерских форумах и встречаясь с водителями на городских дорогах. Но заранее узнать, что такое «расколбас» и где у мотоцикла находится грипсы, лишним не будет.

Кроме базового умения держать равновесие, сидя на двухколёсном транспорте, новичку пригодится и навык статистического баланса – баланса на остановленном или медленно едущем мотоцикле. На дорожном мотоцикле статическое равновесие поможет маневрировать в пробках на малых скоростях, а в эндуро этот опыт пригодится при езде вдоль брёвен, ручьёв и на узких спусках.

Одним везёт от рождения – такие водители умеют сходу поймать баланс и без трудностей осваивают профессиональные трюки и манёвры на байке. Другие, придя в мотоциклетный спорт, понимают, что равновесие – это не их сильная сторона. В таком случае в игру вступают специальные упражнения, так как способов развить чувство баланса, кроме тренировок, нет.

Начинайте тренироваться от простого к сложному. Первым делом уберите подножку и зафиксируйте колёса мотоцикла на твёрдой поверхности в неподвижном положении, например, с помощью двух шин. После этого зажмите передний тормоз, выверните руль до упора – так мотоцикл станет устойчивее – и попытайтесь распрямить ноги, стоя на подножках байка и придерживаясь руками за руль. Когда начнёт получаться, отпустите руки, затем постепенно уменьшайте угол поворота руля, и наконец пробуйте поочерёдно отрывать ноги от подножек, удерживая равновесие на одной ноге. Следующим шагом переместите байк с твёрдой поверхности на мягкий грунт – землю или траву – и повторите все упражнения без жёсткой фиксации колёс. И только освоив эти навыки, переходите к отработке равновесия на медленно двигающемся мотоцикле.

Умение расслабляться, не закрепощаться и не сжиматься на занятиях

Рулевое управление мотоцикла умеет самостабилизироваться если не мешать, и единственное необходимое для этого условие – расслабленные руки водителя. Новичкам сложно к этому привыкнуть: при падении мотоцикла или при внезапном боковом дуновении ветра начинающего водителя тянет вцепиться в руль изо всех сил, но это ошибка. Напряжённые руки неосознанно нажимают на руль, изо чего траектория движения смещается. Для того, чтобы мотоцикл поехал в сторону, хватит лёгкого незаметного нажатия. Если руки расслаблены – байк стабилизируется самостоятельно, и вероятность упасть на повороте приближается к нулю. Чем сильнее ненужное воздействие на руль мотоцикла – тем хуже работает самостабилизация.

Напряжение рук напрямую связано с чувством страха – на подсознательном уровне начинающий байкер верит, что, вцепившись в руль, он сможет удержаться на байке и избежать падений. Со временем и с накоплением опыта страх уходит, и водитель автоматически учится расслаблять руки, потому что так удобнее и проще. На это уходит от месяца до пары лет, в зависимости от частоты тренировок. Если напряжение в руках ощутимо ухудшает уровень езды, расслабляйте руки и всё тело намеренно. Перед каждой поездкой делайте глубокие вдохи и выдохи до тех пор, пока не почувствуете уверенность и готовность отправляться в путь с расслабленными руками.