Эмоциональное выгорание – это про лень, депрессивность, оправдания и уныние или нехватка вдохновения, обучения и упорства?
10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (ВОЗ). А в 2017 году главная тема была «Психическое здоровье на рабочем месте».
Статистика говорит о том, что:
- 300 млн. человек в мире страдает от депрессии;
- 260 млн. человек в мире страдает от тревожных расстройств;
- Мировая экономика теряет 1 триллион долларов каждый год из-за психических расстройств, связанных с трудовой деятельностью;
- Неблагоприятная обстановка на рабочем месте может привести к развитию физических и психических расстройств, злоупотреблению алкоголем или другими психоактивными веществами, прогулам и снижению производительности труда.
Помимо эпидемий ВИЧ-инфекции и COVID-19, одна из эпидемий в нынешнее время – это эпидемия депрессии. Несмотря на то, что гигиена труда и жизни улучшается, количество депрессий, тревожных и других расстройств увеличивается ежегодно.
Кристина Маслач – американский социальный психолог, автор исследований по эмоциональному выгоранию – приводит такое определение:
Синдром эмоционального выгорания (burnout) – это синдром, проявляющийся продолжительной реакцией на хронический стресс, возникающий при работе с людьми. То есть характерен для «помогающих» профессии («человек-человек»).
Первое описание такого синдрома обнаружил врач в середине XX века у волонтеров в Нью-Йорке. Он описал, как много волонтеров с симптомами депрессии стало обращаться к нему из-за усталости от своей работы. В нынешнее время в связи с увеличением клиентоориентированность, СЭВ стал встречаться и в других профессиях, везде, где есть контакт с человеком.
Помогающий специалист в работе отдает частичку себя, порой частичку своей самооценки, свою энергию, оптимизм, время, удовольствие. Отдавая позитивные психические процессы, человек остается пустой. Со временем они заканчиваются, и наступает выгорание.
Кристина Маслач описывает в своей статье "Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry" СЭВ с разных сторон.
Сейчас мы подробно изучим её.
СЭВ должен иметь три условия:
- Хроническое состояние нестабильности, когда человек постоянно пытается адаптироваться, но не может.
- Этот процесс должен быть продолжительным, короткие эпизоды не являются выгоранием.
- Работа с людьми (человеческий контекст является основой выгорания).
Трехкомпонентная модель СЭВ
- Истощенность: изнурение, недостаток сил, подавленность, астения и усталость.
Усталость, которая не проходит после отдыха, не перекрывается теми плюсами, которые человек получает от работы. Причем такое состояние может сочетаться с достаточно хорошей физической силой и когнитивной способностью. - Цинизм (деперсонализация): негативное или ненадлежащее отношение к клиентам (пациентам), раздражительность, утрата перфекционизм и «замыкание на себе». В качестве неадаптивных допингов привлекались употребление ПАВ.
Обычно бывает через несколько лет после первой стадии. Происходит расчеловечивание своих клиентов или пациентов. Специалист перестаёт видеть в клиенте человека. Вместо этого он начинает видеть биообъект, кошелек и так далее. Исчезает гуманизм и эмпатическая связь. Работа становится всё более формальной, а специалист отказывается от своих изначальных ценностей. Отношение к клиентам становится ненадлежащим, например, хочется побыстрее избавиться от него. Человек с СЭВ может использовать психоактивные вещества (ПАВ). Аддикция (зависимость) также часто наслаивается на людей, которые находятся в этой стадии. - Неэффективность (редукция профессиональных достижений): снижение продуктивности или компетентности, низкий моральный дух и неспособность совладать с ситуацией.
Человек превращается в пародию себя бывшего, в машину, которая делает самый базовый набор действий, не думая о работе, не развиваясь, не пытаясь найти в ней какую-то ценность. Он не способен совладать с ситуацией, что может привести к выученной беспомощности.
Причины СЭВ
- Загруженность работой способствует развитию эмоционального выгорания посредством уменьшения возможности людей удовлетворять рабочие требования. Когда эта перегрузка является постоянным состоянием на работе, то практически не остаётся возможности для отдыха, восстановления сил и баланса.
То есть чем больше работы, тем меньше у человека остается времени, чтобы получать позитивные эмоции. Некоторые люди ошибаются, думая, что позитивное настроение появляется само по себе во время сна. Эмоциональное и душевное равновесие, здоровье требует такого же внимания, как здоровье полости рта или волос. Если не ухаживать и не делать ничего для здоровья, то эмоционально состояние будет ухудшаться. - Невозможность влиять на принятие решений и контроль за профессиональной деятельностью.
Кризис сильно выявляется, когда нет возможности повлиять на решения, принимаемые на работе, когда человеку остается только исполнительская роль, где он не может и не должен ничего решать. - Недостаточное признание и вознаграждение работника (финансовое, правовое или социальное) увеличивают его уязвимость к развитию эмоционального выгорания, потому что обесценивают как труд, так и самого работника. Не работает оперантное обуславливание.
То есть человек уязвим и находится в заложниках. Он делает работу только, чтобы не остаться голодным, чтобы не оказаться без работы. Им правит только страх, похожая на пропасть, нависающая сзади. - Сложные отношения в коллективе – недостаток поддержки и доверия или неразрешённые конфликты.
Возникает такая конкуренция даже не за то, кто самый лучший, а конкурируют за то, кто самый немощный, больной или несчастный. То есть человеку ничего не поручают, но он получаете ту же зарплату при меньших усилиях. - Несправедливость – нечестность и неравноправие решений по отношению к работникам. Если человек чувствует, что к нему относится с недостаточным уважением, то вероятность возникновения злости, цинизма и враждебности увеличивается.
- Конфликт ценностей. Ценностями являются идеалы и мотивы, которые изначально привлекли людей к их работе, и, следовательно, они являются мотивирующей связью между работником и рабочим местом, которая выше прагматического обмена времени на деньги или карьерный рост. Когда имеет конфликт ценностей. например, между индивидуальными и организационным ценностями, работнику сложно выбрать и появляется СЭВ.
Например, такое может возникнуть, когда человек пришёл в профессию (например, в подростковом возрасте) с одними ожиданиями, а потом, бывает, что не находит того, что ожидал.
Экцестенциальные правила при СЭВ (Альфрид Лэнгле)
- Тот, что является лишь исполнителем каких-то обязанностей или функций, рано или поздно добьёт самого себя.
- СЭВ появляется у людей с формальной мотивацией (казаться, а не быть).
То есть его мотивация не отзывается внутри него. Формальность – это выученные ценности, запечатленные извне модели. В противоположность этому есть то, что скрывается внутри, связанное с драйвами, страстями, заложенными инстинктами. Когда люди делают что-то под влияние внешних факторов, они теряют контакт с собой, их ценности не отражены, это и приводит к выгоранию. - Если мы не нацелены на смысл, а делаем вещи только потому, что они полезны, мы не чувствует ценности, не сконцентрированы на них.
Очень важно понимать смысл, глобальное значение того, что мы делаем для получения отдачи от дела. - Выгорание и стресс происходят тогда, когда мы что-то делаем без внутреннего ощущения ценности своих дел.
Когда нет чёткой веры (именно веры) в то, что человек делает то, что ценно для других. А его личные цели соотносятся с внутренними убеждениями.
Прямые последствия СЭВ:
- СЭВ снижает продуктивность работы на 10-40% (C.Maslach, 2016).
- СЭВ может «заражать» весь коллектив и снижать продуктивность до 75% (C.Maslach, 2016).
Может быть поэтому во время Второй мировой войны запрещалось читать упаднические стихи, а поощрялись патриотические разговоры и действия, так как это может демотивировать всех остальных. - Лонгитюдные исследования показали, что увеличение на 1 балл из 14 по шкале СЭВ:
- положительно коррелирует с увеличением риска психических расстройств в 1,4 раза (Aloha et al., 2014)
- положительно коррелирует с увеличением риска госпититализации в связи с ССЗ в 2 раза. Это связывают с повышением С-реактивного белка и фибриногена (маркеры воспаления) (Toker S, 2005).
Говоря о физиологии выгорания, главную роль играет, конечно, стресс.
Наш организм всегда поддерживает постоянство: температура тела, уровень глюкозы и других показателей. То же постоянство поддерживается в психической деятельности – постоянная картина мира, а чего ждать от мира, какие мы в это мире и тд. Порой происходят факторы, которые заставляют поменять картину мира. Если изменения позитивные, то они одобряются нами, и это называется эустрессом. А если изменения внутри картины миры происходят под давлением обстоятельств, когда есть выраженное сопротивление, которое подавляет силу воли, когда приходится скрипя зубами принимать эти изменения, то это называется дистрессом.
В короткой перспективе в организме выделяется адреналин, и активируется симпатическая нервная система. Если дистресс становится длинным, то возникает гиперсекрецеия кортизола. Такие люди чаще болеют, чувствуют себя вялыми без причины. Эти состояния усугубляют стресс. Некоторые люди пытаются справиться с этим с помощью алкоголя, но это очень плохое лекарство, так как человеку становится легче, но с утра симптомы возвращается с удвоенной силой. Это приводит к повышению АД и ЧСС и другим последствиям на слайде выше.
СЭВ – диагноз, временная реакция, норма?
В МКБ-10 это Z73.0 (Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни), МКБ-11 будет принято в 2024 году в 24-ой главе «Факторы, которые влияют на состояние здоровья и требуют контакта с медицинскими службами». Причем СЭВ отделяют от депрессии, тревожных и стрессовых расстройств и адаптации.
В США было сильное сопротивление для принятия СЭВ диагнозом, так как тогда надо было бы финансировать лечение. Хотя в Швеции и Нидерландах это признали диагнозом еще в 1997 году – через 2 года он вошёл в пятерку самых частых причин временной нетрудоспособности (Schaufeli WB et al., 2001)
Профилактика СЭВ
I. Общие рекомендации
1. Планирование
2. Разнообразить свой образ жизни (например, взять неполную преподавательскую работу, начать писать статьи или книги, расширить свою практику на другой тип пациентов) и/или найти другие занятия, помимо работы (хобби, личные интересы).
Считается, что наш мозг работает в двух режимах.
Режим тревоги и стресса, где цель мозга – убрать опасные факторы и восстановить всё как было и исследовательский режим – режим интереса, поиска, обучения, где мозг не может испытывать тревогу. Например, в путешествиях: где оказался человек, какие там правила, дороги и тд. А когда человек уже пожил месяц в каком-то месте, то исследовательская работа закончилась. Тревога возвращается снова. Поэтому важно поддерживать «маленького профессора» внутри.
3. Поддержание социальных связей.
II. Интервенции на индивидуальном уровне
1. Изменение рабочих паттернов (работать меньше, делать больше перерывов, избегать переработок, находить баланс между работой и остальной жизнью).
2. Развитие адаптивных копинг-механизмов (когнитивная перестройка, разрешение конфликтов, тайм-менеджмент), чтобы человек знак как ему поступать, когда ему плохо.
3. Получение социальной поддержки (от коллег и родственников), например, Балинтовскпе группы, где можно рассказать, поделиться и получить поддержку.
4. Использование стратегий релаксации.
5. Здоровый образ жизни, физкультура – гормоны стресса «сгорают» в физическом труде.
6. Развитие саморефлексии (с помощью разных самоаналитических техник, консультировании, психотерапии) – понимать себя, своё место в мире и уживаться с собой.
Мари Асберг, шведский клиницист, создала «Воронку истощения».
У нас ограничено время – 24 часа в сутках. Мы спим, работаем и отдыхаем. В какой-то момент, нам может не хватать времени на работу, и мы начинаем выбрасывать из жизни моменты отдыха. "Если перестану кататься на лошадях, то сэкономлю время, смогу побольше поработать, раньше освобожусь".
Но становится только хуже. Совсем энергии нет, и мы снова ничего не успеваем, и появляются мысли "зачем мне ходить в лес, если я и так ничего не успеваю?" И тогда мы начинаем выбрасывать ещё и ещё из списка своих активностей. В конце концов возникает бессонница, безрадостность и подавление состояние, которое приводит к истощению. Поэтому какой бы напряжённый рабочий график в вашей жизни не был сейчас, важно давать себе активности, где можно набрать положительные эмоции.
Кристина Маслач создала опросник профессионального выгорани "Maslach Burnout Inventory, MBI".
Пройти этот тест или дать его своим клиентам можно здесь.
Берегите себя.
Автор – Александра Порошина, нутрициолог, спортивный нутрициолог, автор статей, специалист по коррекции веса в центре «МОЖНО Есть».
Амбассадор сообщества и главный редактор REformaPRO/выпускница Школы REforma.LIFE. Материал создан для сообщества REforma.PRO.