Мне нравится преподавать. Я могу делать это. Я не собираюсь сдаваться. Однако я бросил работу в школе и больше никогда туда не вернусь. Это ненависть! И я расскажу вам, почему.
1. Время
Учитель работает 18 часов. После забастовок в это уже никто не верит. Я с самого начала знал, что не работаю неполный рабочий день. Вот только кроме тех часов, которые он проводит у доски, неизвестно, сколько на самом деле работает учитель. Никто не заботится, и никто не учитывает это дополнительное время; кроме замен, сверхурочные ему никто не платит.
Если он еще и своим воспитанием доволен, то может чувствовать себя круглосуточной психологической и организационной скорой помощью. А надбавка за воспитание в настоящее время составляет 500 рублей
2. Бюрократия
Количество документов, которые должен подготовить учитель, ошеломляет . Хотя неудивительно, что вам нужно предоставить учебный план (план того, что и когда вы будете преподавать для каждого класса) или план профессионального развития (я упомяну об этом в одном из следующих разделов), меня удивили другие вещи. Конечно, многое зависит от школы, но… Представьте, что вы хотите сделать занятия более привлекательными для учеников и водите их на мастер-классы, скажем, в общественный центр. Конечно, нужно составить список участников — в этом нет ничего странного. Вы должны составить маршрут поездки (даже если это двухчасовая поездка) и он должен соответствовать учебному плану или образовательной программе. Кроме того, необходимо получить согласие родителя на выход. И обратите внимание – комплект документов необходимо доставить руководству за неделю (или две) до планируемого отъезда. Все, что вам нужно сделать, это получить разрешение от директора школы, и вы можете пойти со студентами на час, чтобы посмотреть выставку фотографий из Франции. Честно говоря, ничего делать не хочется - только подготовка пакета документов занимает несколько дней. На уроке легче сидеть.
Или что-то вроде выпуска ученика из школы. У меня с этим проблем не было, но мой друг работает в школе, где этот процесс тоже был формализован и выглядел вот так. Ребенку плохо, приходит родитель и хочет отвести его домой или к врачу. Вы думаете, что просто отдаете ученика репетитору и все? Должен быть составлен «акт приемки» с тремя подписями.
Или вы приглашаете родителя, потому что ученик плохо учится в школе или ведет себя плохо. Родитель приходит во время перемены или перед уроками, потому что так у него есть время. Ты думаешь, что будешь говорить и делать дела? О, нет. Вы должны сделать заметку . Но вы не можете сделать это позже, потому что родитель должен подписать его и указать, что он или она согласен (или не согласен) с договоренностями. Перерыв длится, скажем, 10 минут. Мне кажется, что это минимальное время для разговора. Но это важное время резко сокращается как минимум вдвое, потому что записи приходится делать сразу после разговора, и нужно идти на занятия.
Я мог бы бесконечно множить эти примеры: планы, отчеты, протоколы, заметки, подписи, даты… Документация — это самое главное.
3. Театр абсурда
Приведенного выше пункта достаточно, чтобы оправдать тот факт, что эта работа просто абсурдна. И мне жаль это говорить, но не похоже, что станет лучше. В школах, по идее, ученик и его безопасность стоят на первом месте. Я говорю теоретически, потому что возьмем прозаическую ситуацию: потребность в туалете. К ученику, конечно, у учителей физиологических потребностей нет ;) Вот и ребенок спрашивает, можно ли ему в туалет. И перед вами удивительная дилемма: отпустить и рискнуть, что с ним что-то случится (от ученика нельзя оторвать глаз - ведь таков закон образования), или не отпустить и помешать ему удовлетворить базовую потребность ( потому что это закон природы)?
И здесь мы снова имеем нелепое несоответствие ожиданий, потому что: студентов не следует чрезмерно напрягать, но их следует ожидать; их нужно правильно преподавать, но нельзя пренебрегать выполнением программы; т.е. если ученики что-то не поняли, вы не можете потратить несколько уроков на объяснение этого, потому что вы пропустите программу (и будете нести за это ответственность). Это особенно верно для «нормальных» испытуемых, имеющих линейную (последовательную) программу. Лингвистам проще, потому что программа спиральная (время от времени повторяется какой-то аспект, например грамматика). Если ученики что-то не поймут по пути, то потом они сделают еще хуже, но как-то они должны сдать экзамены должным образом (потому что результаты тоже будут объяснением учителя). Ученик на первом месте, но только в идеальной школе.
4. Атмосфера
Мне повезло найти мудрое руководство и отличный преподавательский состав. Но даже там атмосфера часто была… нервной. Постоянная спешка , непредвиденные подмены, плохой поток информации, документация «на вчера», сломанный ксерокс, очередь к компьютеру и т.д. «Нервозность» есть в каждом задании – но резервировать очередь, потому что нужно что-то напечатать?
Рекомендуем к прочтению: Как написать план профессионального развития за 6 шагов
5. Совет
Педагогические советы - тайные собрания группы. Что происходит за закрытыми дверями? Что вам говорят избиратели? Кроме двух советов в конце семестра, ничего. Например, вы читаете вслух свои собственные рабочие отчеты. Захватывающий. и подробно. Иногда совет — это обучение. Затем группа проходит обучение – часто в области правовых и организационных изменений. Тогда слушайте содержание новых правил. Захватывающий тоже. Конечно, все материалы можно было отправить по электронной почте, но известно, что без принуждения их никто читать не будет. Консультации длятся от 2 до 6 часов .
6. Улучшение
Учитель обязан совершенствоваться и совершентсвовать свое рабочее место. В школе главное, чтобы на все была бумажка. Сертификат, диплом, свидетельство. Не всегда имеет значение, действительно ли вы чему-то научились на тренинге. Справедливости ради следует отметить, что учителя могут получить от школы довольно много средств на обучение. За исключением того, что я, как преподаватель иностранного языка, больше всего узнаю из… научных публикаций (пишу докторскую). Я посещаю блоги, фан-страницы, читаю статьи. Именно там я нахожу идеи для нестандартных уроков, инновационных способов обучения, запоминания... Но, к сожалению, блогеры не выдают сертификаты, так что это не форма усовершенствования. Для того, чтобы было видно, что я действительно совершенствую свое мастерство, мне пришлось пройти несколько «сертифицированных» тренингов. При этом в среднем в 1/5 из них я узнал что-то новое, в 1/5 услышал о том, что знал несколько лет, а остальные 3/5 были совершенно бесполезны.
7. Профессиональное продвижение
И здесь я плавно перехожу к профессиональному продвижению, которое очень тесно связано с усовершенствованием. Нет никаких обязательств по получению дальнейших ступеней продвижения, кроме первой, для прохождения стажировки в качестве преподавателя по контракту. Обязательств нет, но чем выше ступень продвижения, тем выше зарплата . Начинающему учителю-стажеру требуется год, чтобы получить диплом учителя по контракту и заработать около 50000 рублей. Путь к получению следующей степени строго определен в соответствующем регламенте и для каждой степени, естественно, он длиннее и сложнее. Однако у каждого этапа есть одна общая черта. Если вы решили получить повышение, вы сначала составляете план развития, который вы отправляете на утверждение в начале учебного года. Это всего лишь документ на несколько страниц, в котором вы подробно планируете, что будете делать в отведенное время. Методика преподавания, обучение, педагогические новации и т.д. Вы отчитываетесь о выполнении этого плана перед экзаменом на следующий уровень. И здесь мы имеем вот такую тесную связь с предыдущим пунктом — сертификационное обучение: одни проводят обучение, чтобы иметь документ о своем повышении, а другие участвуют в нем ровно с той же целью.
8. Усталость
Я считаю, что учитель должен подходить к уроку с максимальной энергией . Чтобы сосредоточить внимание учащихся, передать знания, вызвать интерес, он должен заразить своей энергией и азартом. Молодежь это чувствует.
Это физически и морально изнурительная работа, но очень полезная.
К сожалению, сложно поддерживать высокий уровень энергии, если у тебя 6 уроков подряд и только один перерыв между ними (потому что все остальное ты дежуришь). Часто случается так, что учитель, заходя в класс, просто хочет присесть и немного расслабиться . Тогда трудно говорить о хорошем уроке.
9. Ожидания
Учитель должен соответствовать ожиданиям директора школы, учащихся и родителей. С этим трудно смириться. Студенты хотят, чтобы уроки были интересными, приятными и эффективными. Неправда, что студенты не хотят учиться. Обычно они хотят, но никогда не хотят скучать в классе. Что ж, мои ожидания совпадают.
Сторона родителей немного другая. Зачастую они хотели бы, чтобы у ребенка была традиционная запись в блокноте и мгновенная обратная связь об успеваемости ребенка (или ее отсутствии). Я бы тоже этого хотел, но, к сожалению, если ты ведешь несколько классов, то просто не успеваешь держать родителей в курсе каких-то проблем (или успехов).
С другой стороны, руководство ожидает от вас, что дети будут образованы, родители довольны, экзамены сданы хорошо, а документация будет обновляться на постоянной основе.
10 . Деньги
Если принять во внимание 40-часовую рабочую неделю, в школе столько не платят . Дело в том, что эти заработки ни в малейшей степени не соответствуют ответственности, образованию, времени и усилиям, вложенным в эту работу. На мой взгляд, давление ожиданий и времени не компенсируется даже оплачиваемыми отпусками. Как бы то ни было, после прошлогодней забастовки люди стали лучше понимать, что такое учительская профессия, и разделяют это мнение.
Я работал в нескольких школах, и мои впечатления — это сумма опыта из разных мест. Я уволился с работы в школе, но совсем бросать преподавать не собираюсь. Я так же уверен, что не хочу быть чиновником, а к этому роль учителя, к сожалению, все больше и больше сводится.
Еще больше интересного в нашем HR-блоге! Узнай как получить работу, успешно пройти интервью и с нуля освоить профессию IT рекрутера. Присоединяйтесь к нам в телеграмм 👉