Найти тему
Лахта Центр

АНДРЕЙ ШТАКЕНШНЕЙДЕР. АРХИТЕКТОР, КОТОРОМУ ПОВЕЗЛО?

Как становятся великими архитекторами? История показывает, что зачастую для этого необходимо и мастерство, и везение. Именно так сложилось у Андрея Штакеншнейдера, который стал автором многих известных зданий Петербурга и одним из любимых архитекторов Николая I.

Архитектор Андрей Штакеншнейдер. Автор картины Николай Теребенев, 1854 г. Третьяковская галерея. Фото: culture.ru
Архитектор Андрей Штакеншнейдер. Автор картины Николай Теребенев, 1854 г. Третьяковская галерея. Фото: culture.ru

Удачные знакомства простого чертежника

Андрей Штакеншнейдер родился 6 марта 1802 года. Семья жила в усадьбе под Гатчиной. Мальчик отлично рисовал, строил игрушечные дома и крепости. Родственники заметили наклонности ребенка и отправили его учиться в архитектурный класс Академии художеств.

Николаевский дворец (сейчас Дворец труда). Построен в 1861 году. Литография Ж. Жакотте и Ш.К. Башелье с рисунка И.И. Шарлеманя. Середина XIX века. Фото: citywalls.ru
Николаевский дворец (сейчас Дворец труда). Построен в 1861 году. Литография Ж. Жакотте и Ш.К. Башелье с рисунка И.И. Шарлеманя. Середина XIX века. Фото: citywalls.ru

В 19 лет Штакеншнейдер устроился чертежником в Градостроительный комитет. Вскоре кропотливого и усердного рисовальщика заметил сам Огюст Монферран и пригласил к себе для подготовки чертежей проекта Исаакиевского собора. Через Монферрана архитектор познакомился со своим первым заказчиком — графом Бенкендорфом. Тот доверил молодому зодчему перестройку своей усадьбы в окрестностях Ревеля. В гости к генералу часто приезжал Николай I. Однажды он залюбовался обновленным готическим замком и спросил: кто автор? Так императору представили молодого архитектора.

Усадьба графа Бенкендорфа под Ревелем, проект молодого Штакеншнейдера. Построен в 1831-1833 гг. Фото: delfi.ee
Усадьба графа Бенкендорфа под Ревелем, проект молодого Штакеншнейдера. Построен в 1831-1833 гг. Фото: delfi.ee

Карьера Штакеншнейдера пошла резко вверх. Со временем он получил должность «архитектора Высочайшего двора», звание профессора архитектуры и многочисленные заказы на дворцы и усадьбы: Николаевский и Ново-Михайловский дворцы, «величественное палаццо» Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, Царицын и Ольгин павильоны, Фермерский дворец и фонтанный Львиный каскад в Петергофе, Каменноостровский дворец, дача Долгорукого на Каменном острове, интерьеры Михайловского и Зимнего дворца, Малого и Старого Эрмитажа.

Дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, 41 / набережная Фонтанки, 42. Построен в 1848 году. Фото: citywalls.ru
Дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, 41 / набережная Фонтанки, 42. Построен в 1848 году. Фото: citywalls.ru

Мариинский дворец

Первым крупным заказом от императора был проект Мариинского дворца. Он строился для дочери императора Марии и предназначался ей в качестве свадебного подарка. Кстати, это единственный дворец с женским именем в черте города.

Мариинский дворец. Построен в 1839-1844 гг. Акварель В. С. Садовникова, 1847 г. Фото: citywalls.ru
Мариинский дворец. Построен в 1839-1844 гг. Акварель В. С. Садовникова, 1847 г. Фото: citywalls.ru

Молодой архитектор работал над проектом под контролем Карла Росси и Василия Стасова, которые, впрочем, не мешали ему воплощать свои идеи и проявлять характер. Например, Штакеншнейдер три раза отправлял на переплавку металлические балки для сводов ротонды, добившись в итоге нужного качества.

Мариинский дворец. Построен в 1839-1844 гг. Иллюстрация из журнала «Всемирная иллюстрация», 1884 г. Фото: citywalls.ru
Мариинский дворец. Построен в 1839-1844 гг. Иллюстрация из журнала «Всемирная иллюстрация», 1884 г. Фото: citywalls.ru

Он любил металл и активно его использовал. Дерева в Мариинском дворце минимум, в основном железо и кирпич, поэтому дворец считается одной из первых огнеустойчивых построек в Петербурге.

Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной. Построен в 1861 году. Литография по рисунку И. Шарлеманя. Середина XIX века.  Фото: Joseph-Maria Charlemagne-Baudet, Public domain, via Wikimedia Commons, wikimedia.org
Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной. Построен в 1861 году. Литография по рисунку И. Шарлеманя. Середина XIX века. Фото: Joseph-Maria Charlemagne-Baudet, Public domain, via Wikimedia Commons, wikimedia.org

Дом для семьи и не только

У Андрея Ивановича было восемь детей. Для большой семьи нужен был большой дом. Архитектор купил его на Миллионной улице, 10, рядом с Дворцовой площадью. Интересно, что перед этим он выполнил проект перестройки здания, а после покупки полностью изменил замысел. Особняк одним из первых в Петербурге приобрел комплекс функций — жилые, офисные и производственные. В доме располагалась архитектурная мастерская, выставочный зал образцов строительных объектов и отделочных материалов, а в дворовых флигелях квартиры сдавались внаем. В зимнем саду росли бананы. По субботам у придворного архитектора собирался бомонд — именитые адвокаты, писатели, художники, актеры. Среди них — Достоевский, Гончаров, Айвазовский, Тургенев, Брюллов, Полонский.

Мария Штакеншнейдер, жена архитектора. Фото: geni.com
Мария Штакеншнейдер, жена архитектора. Фото: geni.com

Судьба архитектора

Талант Андрея Штакеншнейдера и удачно сложившаяся карьера сделали его одним из самых знаменитых петербургских архитекторов.

Дворец «Бельведер» в Петергофе. Построен в 1856 году. Фотоальбом «Петергоф».  С фотографий Е.П. Вишнякова. Фототипия П.И. Бабкина, 1894 г. Фото: citywalls.ru
Дворец «Бельведер» в Петергофе. Построен в 1856 году. Фотоальбом «Петергоф». С фотографий Е.П. Вишнякова. Фототипия П.И. Бабкина, 1894 г. Фото: citywalls.ru

Трудолюбивый, всегда имевший много заказов, он подарил Петербургу и пригородам дворцы и павильоны, которые сегодня считаются достопримечательностями. В работе над многочисленными проектами и в шумной светской жизни архитектор подорвал здоровье и умер в 63 года. Он похоронен в Троице-Сергиевой пустыни в районе Стрельны. Кладбище не сохранилось, имеющееся надгробие восстановленное. В память на века остались архитектурные произведения.

Павильонный зал Малого Эрмитажа. Акварель Эдуарда Гау, 1864 г. Фото: citywalls.ru
Павильонный зал Малого Эрмитажа. Акварель Эдуарда Гау, 1864 г. Фото: citywalls.ru