Найти в Дзене

Ближе к народу. Тест компонентных акустических систем Celestra SP1 Kit

Оглавление

Буду откровенен, когда я узнал об этой акустике, был немало удивлён: бренд Celestra задумывался в 90-х исключительно для производства усилителей, и даже логотип об этом недвусмысленно намекает. С другой стороны, Джузеппе Руджери (кто не в курсе, основатель бренда и, несмотря на слухи, вроде как до сих пор его владелец) всё же не ударился «во все тяжкие»: на сегодняшний день SP1 Kit – единственная модель акустики в модельном ряду Celestra.

Самое интересное, что Джузеппе решил зайти в этот сегмент рынка совсем не с High End, а с «народной» акустики. Для понимания, Celestra SP1 Kit на момент этого теста в России стоит 16500 рублей.

В комплекте даже есть обращение основателя бренда, в котором он сам предназначает SP1 Kit тем, кто хочет построить систему без лишних вложений, но получить хороший звук (общий смысл, опуская детали).

-2

Не стану сейчас обсуждать маркетинговую составляющую такого решения, моя задача – оценить техническую часть. Так что давайте смотреть, как эта акустика сделана, что от этой акустики можно ожидать, ну и под какие задачи она подойдёт лучше всего.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Динамики сконструированы без броского внешнего декора, разве что накладки на крепёжных фланцах придают им некоторую изящность.

-3

Корзины – стальные штампованные. Кстати, несмотря на простоту, совсем не звонкие.

-4

В описании указано, что материал диффузора – полипропилен, но это, судя по всему, ошибка. Больше похоже на прессованную целлюлозу с полимерным покрытием лицевой стороны.

-5

По крайней мере, тыльная сторона диффузоров выдаёт её довольно явно.

-6

Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм. Подводящие идут от клемм непосредственно к катушке, при значительных смещениях диффузора касаний его тыльной стороны или центрирующей шайбы не замечено.

-7

Твитеры – с шёлковыми куполами размером 25 мм и довольно широкими подвесами. Сетки – несъёмные.

-8

Пассивные кроссоверы выполнены в стандартных корпусах, которые можно встретить во многих моделях акустики. Впрочем, главное – это всё равно начинка.

-9

В мидбасовом звене – ФНЧ первого порядка (катушка индуктивности последовательно с динамиком), в звене твитеров – ФВЧ второго порядка (конденсатор и катушка индуктивности) плюс резистор для «подгонки» чувствительности.

-10

Хоть в описании и указана возможность установки мидбасовых динамиков в штатные места, в комплекте идут защитные грили. Ну и чашки для твитеров, куда ж без них. По последней моде – в виде вытянутых «пулек».

-11

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ

Теперь к самому интересному. Концепция мидбасовых динамиков – лёгкие диффузоры и относительно мягкие подвесы, что избавляет от необходимости в ломовых моторах. Как следствие – способность без проблем работать в том числе и с усилителями небольшой мощности вплоть до штатных (что как раз соответствует концепции, о которой говорил в самом начале).

-12

Измеренные параметры Celestra SP1 Kit:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,34
  • Qes (электрическая добротность) – 1,11
  • Qts (полная добротность) – 0,88
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,7 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,9 дБ

На графике импеданса можно заметить небольшой резонанс в районе 1 кГц. По наблюдениям, в этом диапазоне часто «шалит» колпачок динамика. Однако, должен признать, это не привело к сколь-нибудь значимым неравномерностям АЧХ в этом диапазоне. Да и вообще, АЧХ выглядит вполне пристойной, а лёгкий подъём на верхнем краю диапазона можно легко нивелировать настройками кроссовера (чуть дальше сами это увидите).

-13

Собственно, и фазовая характеристика наглядно показывает – кроме маленького перепада в районе 1 кГц динамик работает корректно, и его нигде особо не колбасит.

-14

По искажениям – равномерно по всему диапазону, зачёт.

-15

Теперь твитеры. Если вернуться к графикам импеданса, то можно заметить, что высокочастотники тут хитрые – наличие нескольких резонансных горбов свидетельствует о сложной внутренней геометрии. Самый верхний из них – тот, что в районе 2 с небольшим килогерц – проявляется и на АЧХ. Впрочем, отпускать твитеры работать на столь низкой для них частоте всё равно никто не собирается, так что всё нормально.

-16

Небольшая неравномерность АЧХ в районе 10-14 кГц сохраняется с разворотом, что говорит о том, что причина не в его геометрии, а в лёгком контролируемом резонансе купола. На самом деле это классический способ, который применяют многие производители – он позволяет получить подъём отдачи выше по частоте и тем самым расширить вверх частотный диапазон.

-17

При понижении частоты никакого криминала не происходит, рост искажений плавный. Правда, учитывая отмеченные ранее особенности в районе 2 кГц, резать твитеры снизу желательно не ниже 4 кГц, 12 дБ/октава или даже чуть выше (инфа для тех, кто захочет использовать Celestra SP1 Kit в поканалке).

-18

Собственно, штатный пассивный кроссовер как раз учитывает эту особенность – фактически мидбасовые динамики передают эстафету твитерам где-то в районе 5 кГц.

-19

Кстати, обратите внимание, ФНЧ первого порядка в мидбасовом звене как раз нивелировал подъём АЧХ выше 1 кГц, и в итоге АЧХ получилась достаточно ровной. Да и вообще, АЧХ всей системы вышла без резких горбов и провалов, что в конечном итоге хорошо сказалось и на звучании.

КАКОГО ОЖИДАТЬ ЗВУЧАНИЯ И КАК «ГОТОВИТЬ» АКУСТИКУ?

Полосы состыкованы действительно удачно, и на стенде акустика звучит тонально ровно. Но автомобиль – не стенд, а задача теста – выявить её «автомобильные» особенности. Так что дальше – эксперименты.

Разворачиваю боксы для мидбасовых динамиков почти друг на друга, твитеры оставляю направленными в сторону слушателей. В таком положении верха начинают слегка «отрываться» и привязывать внимание к себе. Так что этот вариант лучше оставить для поканальных систем, в которых можно поиграться с разделом НЧ/СЧ и ВЧ и «подвигать» задержками твитеры относительно мидбасовых динамиков.

Если же акустику предполагается использовать с собственными пассивными кроссоверами, то небольшой разворот твитеров снова ставит всё на свои места. Но именно что небольшой (применительно к автомобилю – на соседнего пассажира или в центр противоположного бокового стекла – где-то в этих пределах). Сильно разворачивать их я бы не стал: теряется «воздух» на ВЧ.

Теперь о том, что у нас на НЧ. Акустика в меру басовитая – заменить собой сабвуфер не пытается, но в средний бас залезает, так что стыковать можно будет не только с лёгкими 10-дюймовыми сабами, но и с большинством 12-дюймовых. Фактура баса чуть сглажена – удары бас-бочки или рельефную бас-гитару акустика передаёт не жёстко, а как бы смягчает. Те же Disturbed, Adrenaline Mob или AC/DC с такой подачей звучат как-то совсем уж умиротворённо, для такой музыки хочется чуть пожёстче. Но на ритмичной электронике и популярных жанрах звучание получается очень даже основательным.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Любители распугивать прохожих орущей «эстрадой» идут лесом, Celestra SP1 Kit больше подходит для систем с уклоном в SQ. Скажем так, когда нужна система для комфортных ежедневных поездок, но без лишних затрат.

В музыкальном плане акустика тяготеет к «живым», спокойным жанрам – инструментальная музыка, джаз, блюз – с этим у неё вот прямо всё отлично. Она не выкрикивает отдельные звуки и не пилит по ушам резкостью, а рисует цельную звуковую картинку и, к слову, весьма красиво передаёт вокал. На современном рокешнике и металюжном молотилове хочется чуть больше агрессии и напора, но к олдскульному року вопросов не возникло. Ну а лёгкий EDM и тем более популярная музыка этой акустике даются вообще легко.

Плюсы:

Акустика способна на тонально ровное и сбалансированное звучание

Легко состыковать с большинством «гражданских» сабвуферов

Понравится ценителям «живых» инструментальных и вокальных жанров

Минусы:

Опечатки в описании (материал диффузора)