Конечно же, я совершенно не считаю, что Эльдар Рязанов, снимая это кино, в самом деле имел ввиду хотя бы даже приблизительно то, что я здесь собираюсь вам изложить. Он думал туда вложить совсем другие смыслы! Но дело в том, что «производство кино» - очень сложно-организуемый процесс. Скорее даже – это самоорганизующийся процесс. Роль режиссёра, безусловно, очень велика и решающая, но очень многие режиссёры говорили и писали в мемуарах и дневниках, что уже на стадии монтажа у них получалось что-то совершенно не то, что они хотели изначально. И часто даже такое, что сам автор не понимал – что бы это всё значило? И это совершенно нормально для любого явления искусства – ведь каждый зритель (или читатель) всё равно увидит и поймёт что-то своё, близкое только ему одному.
Фильм «О бедном гусаре замолвите слово» - история с экономикой
В отличие от большинства фильмов Эльдара Рязанова, в которых соавтором сценариев был Эмиль Брагинский, здесь сценарий написал Григорий Горин. Понятно, что соавтором стал сам режиссёр. В те годы (кино «запустилось в производство» летом 1979, снималось весной-летом 1980-го, премьера на телеэкранах 01 января 1981-го) заработок сценаристов зачастую сильно превышал доходы режиссёров. Всё потому, что сценаристу полагались «авторские» от проданных билетов, а режиссёру фиксированный гонорар. Гонорар был приличным, до 10 000 рублей (стоимость автомобиля «Волгв»), но если фильм «выстреливал» и его смотрели десятки миллионов зрителей – авторские были сильно больше. Поэтому и абсолютно все маститые советские режиссёры – всегда соавторы сценариев своих фильмов! Никакого криминала или даже моральных проблем здесь искать не надоть – режиссер в любом случае принимает участие в создании «режиссёрской версии» сценария – это фактически уже «план конкретных действий», часто даже с раскадровкой.
Итак, летом 1978-го Рязанов за 24 съёмочных дня снял «Гараж», Горин чуть ранее написал сценарий «О бедном гусаре…», Рязанов подал заявку в Госкино (на нормальное кино, которое показывают в кинотеатрах), но получил отказ. Тогда заявка была переброшена в Гостелерадио, то есть – на телевизионное кино. Там у Рязанова была репутация-репутация, но даже так мурыжили почти год, но всё же приняли в производство, и тут вдруг – Афган! Любые, даже сильно исторические, высказывания про нашу Армию сразу стали восприниматься по-другому. Производство несколько раз приостанавливали, но Рязанов таки снял кино (164 минуты экранного времени – практически «голливудский стандарт» тех лет) за лето 1980-го.
Что думают про этот фильм
Да понятно, что – мол, про роль спецслужб (типа Мерзяев – жандарм), какие они поганцы, а все остальные герои фильма ничуть не лучше! Ну, почти. На кино-поиск ажник 96 страниц комментов и все – примерно в этом духе…Собственно, и сам Рязанов то же говорил (уже в постсоветский период) – про спецслужбы, карательность, про миллионы жертв репрессий. Моё мнение другое, я изложу его ниже. Здесь же приведу лишь одно возражение насчёт часто высказываемого гражданскими историками мнения, что, мол, герой Басилашвили – «действительный тайный советник», что есть генеральский чин! И он бы никогда не поехал в какой-то заштатный полк, дабы лично руководить интригой. Окститесь, господа!
Да любого чина ниже рангом командир полка (актёр Валентин Гафт), ветеран 1812-го и всех последующих кампаний (их было немало, а Паскевич – незаслуженно забытый военный гений уровня Суворова) просто прогнал бы пинками! Образно выражаясь, конечно, но уж совместного обеда и «лошадок посмотреть» уж точно бы не предлагал….
Про «особистов» - молчи-молчи!
Зрителям этого фильма, которые сами не служили в Советской Армии, кажется, что авторы вот как уели Армию СССР через историческую аналогию с временами Царя Николая1. И оказываются полностью не правы! Просто ха-ха 100500 раз – в каждой советской армейской части был вот такой «мерзяев», правда, в чине капитана или майора, но мечтающий стать «тайным советником». И он на ровном месте искал, придумывал, вербовал наушников (а желающих всегда немало) и мечтал, чтобы какую-нибудь кочку всё же в гору превратить. Удавалось это очень немногим, но, с другой стороны – на то и щука, чтобы карась не дремал! Всё это я к тому, что для служившего при СССР вся эта ситуация с «провокацией» - совершенно нормальна и обыденна, а фильм нравится совсем из-за другого!
Эльдар Рязанов и гусары
В 1962-м у Рязанова была «Гусарская баллада». Там все герои были просто очень героические! Все офицеры – великолепные образцы чести, достоинства и воинского долга! Тем не менее, и в этом фильме была затронута тема отношений офицеров с женщинами. Кроме главной любовной линии героев Яковлева и Голубкиной, присутствовала вторая – с певичкой! Как я уже неоднократно писал на канале про другие фильмы Режиссёра Рязанова – он всегда развивал недодуманные и недосказанные мысли в последующих фильмах…До «О бедном гусаре…» для Эльдара прошло почти 20 лет. Вот и для героев его второго «гусарского» кино примерно столько же прошло с конца наполеоновской войны…Просто напомню, что основные потери мы тогда понесли уже после 1812-го в ходе «заграничного похода», от которого предостерегал так удачно (для кого-то) почивший Кутузов.
На момент выхода кино на телеэкран Эльдару Рязанову было 53 года. Он был счастлив во втором своём браке с Ниной Григорьевной Скуйбиной. Тем не менее, в этом возрасте мужчина начинает задумываться о в целом своих отношениях с женщинами. Эльдар как всегда сыграл в этом кино смешной эпизод кондитера, но мне кажется, олицетворял он себя с героем Гафта – как раз примерного ровесника по возрасту.
Напоследок
Вообще-то, мне кажется, что это кино прежде всего про отношения офицеров к женщинам, да и в принципе про сложность мирной жизни для бойцов с боевым опытом. Но уже как-то получилось слишком длинно. Может быть ещё вернусь к этой теме, но не обещаю.