Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Синдром профессионального выгорания: актуальные вопросы этического взаимодействия с психологом

Профилактика профессионального выгорания является одной из самых распространенных проблем профессионального уровня. Это состояние, при котором не только самореализация педагога испытывает колоссальный сбой, но и затрагиваются другие сферы и компетенции, включая семейную и личную, ценностную, познавательную, творческую.

Без творческой энергии педагог перестает быть педагогом. потому как творческое начало - это движущая сила образовательного процесса.

Именно потеря энергии, потеря интереса к творчеству - есть не что иное, как свидетельство профессионального выгорания.

Теперь разберем более детально некоторые актуальные вопросы в контексте определенных случаев - моделей поведения.

Перед нами этическая сторона вопроса. Не так давно на странице своего онлайн-центра я разместила объявление о наборе тренинговой группы для педагогов и учителей. До чего же было удивительно читать комментарии от учителей, чьи струны души оказались задеты постом, который вы можете почитать здесь. Казалось бы, вполне информационный, адекватный пост без агрессивной продажи. Однако разместив его в одной достаточно востребованной среди работников образования группе, я делаю вывод об этической несформированности ряда педагогических кадров, которые позволяли себе агрессивные, ожесточенные высказывания в адрес моего онлайн-центра.

К примеру такое: "как вам не стыдно! Вы уже на выгорании учителей готовы заработать!". Прекрасно понимая неоднородный портрет участников образовательного процесса, зная специфику многих учителей с далеко не самой интеллигентной манерой общения, можно было и предвидеть такое. Однако же все равно неприятно.

Собственно сам провокационный вопрос симптоматично указывает на эмоциональное выгорание у человека, точнее, уже такой глубокий патологический процесс, запущенный и едва обратимый, что согласно исследованиям В. Бойко, Е.Махера и других, этим людям "противопоказана профессиональная деятельность с людьми".

То есть эмоциональная защита как "выгорание" уже не справляется с нагрузками, эмоции распределяются неравномерно, вполне вероятно, что автор реплики также станет отрицать, что с ним "все в порядке", но при все при этом маловероятным кажется экологичность его суждений. Поскольку довольно часто такие реплики говорят о несдержанности, об отсутствии гибкости. Нередко к такому добавляется и антигуманистическая философия, как "ненавижу всех", "всех бы...". Такие учителя нередко становятся участниками конфликтов с детьми, могут ударить ребенка, проявить любой вид психологического насилия.

Можно ли помочь человеку уже в такой запущенной стадии? Думаю, что можно. Если проводить точечную, целенаправленную работу в этом направлении. Однако, как мы сами прекрасно знаем, такое достижимо не на тренингах, а на индивидуальной терапии. Поэтому шанс, что человек осознает, осмыслит и начнет работать над собой, посещая целенаправленно психолога, весьма мал.

Запись на онлайн-консультацию (3000P до 60 мин) в любом мессенджере по телефону +7 927 282 38 78

Для групповых корпоративных занятий предусмотрена гибкая система скидок!

Автор: Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Онлайн-консультант супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru