Найти тему
Валерий Грачиков

«Барин, что хочешь делай, только в «черную журнаву» не записывай

Хотя еще Павел Петрович издал указ «о трехдневной барщине», заботясь о крестьянах огромной империи, по факту по три дня на барина у многих, причём, уже бывших, хозяев крестьяне стали работать только после отмены крепостного права. Потому что хотя в 1861 году его отменили, некоторое время крестьяне еще оставались «временнообязанными». Вот по этой «временной обязанности» как раз и вкалывали некоторое время по три дня. А указ Павла I вообще носил рекомендательный характер.

Впрочем, имелись такие помещики, для которых царская рекомендация была не пустым звуком, хотя бы потому что сами они исповедовали гуманное отношение к своим крестьянам.

В записках И.М. Кабештова упоминается, что такое, гуманное отношение было принято у Волконских. Они и барщину для своих крестьян установили трехдневную, и работы в воскресенье и праздники запретили, и на Пасху установили неделю праздников.

Но, как и у любых помещиков, имелась проблема - как наказывать тех, кто провинился?! Само собой, самым распространенным наказанием оставались розги. В XIX веке они много по чьим спинам прохаживались, а уж по крестьянским - в обязательном порядке. Так вот для понимания, что такое "гуманный подход к наказания в XIX веке", можно посмотреть на правила, установленные в имениях Волконских. У них:

«…управляющие могли наказывать крестьян только по доказанной вине, не более 25 ударами розог; одно лицо могло быть наказано два раза по 25 ударов, при третьей вине наказание усиливалось до 50 ударов…»

Но самым страшным у крестьян считались не розги. К ним они были, что называется «с детства привычные». А вот «черную журнаву» реально боялись!

-2

Знаете, что это такое "чёрная журнава"?

Дело в том, что если «вразумить» крестьянина не получалось даже полусотней розог, то сведения о виновнике и его проступках заносили в специальный журнал. После этого управляющий имения отправлял информацию о нарушителе главному управляющему в Петербург. И там принимали решение, что делать с нерадивым крепостным дальше. В лучшем случае переселяли в другое имение, в худшем - отдавали в рекруты.

Вот этот журнал крестьяне и окрестили «черной журнавой». И боялись его так, что просили управляющих имения наказывать их как угодно, только не записывать в эту страшную тетрадку. Само собой, в таком случае нарушитель получал «по полной программе», сам ведь попросил.

Кстати, когда мы говорим о трехдневной барщине, которую устанавливал барин в далеком Петербурге, то не стоит забывать еще и об управляющих на местах. А они исполняли благодушные распоряжения весьма по разному. Ведь можно выдать на три дня объем работы, который сделать реально, а можно задать неподъемный «урок».

Не справился - сам виноват, значит, работай крестьянин дальше. Кто же виноват, что ты такой нерасторопный. Сказка о Золушке нам наглядно объясняет, как это бывает. Мачеха Золушке тоже разрешила посмотреть на бал, после того как она переделает все на свете.

Потому что у нас ведь как обычно: до Бога высоко, до царя далеко. А на местах начальство что хочет, то и делает.