Рекомендую сначала прочитать I ЧАСТЬ.
Шел 1944 год.
От режиссера Фридриха Эрмлера зависело разрешение на выезд артистов из эвакуации в Москву (уехать тоже было непросто). Эрмлер всячески препятствовал Смирновой и Рапопорту.
В то время на киностудии "Ленфильм" шла подготовка к съемкам фильма "Морской батальон", где Лидия Смирнова получила роль Вари. Оператором картины назначили Владимира Рапопорта, и они вместе поехали в Ленинград.
"Эту дорогу я хорошо запомнила. Очень медленно идет поезд, один из первых поездов на Ленинград. На откосах пути лежат еще не убранные немецкие трупы..."
После приезда в Ленинград Рапопорту выделили квартиру, где Лидия Смирнова налаживала быт, занималась хозяйством и создавала уют. Параллельно она продолжала сниматься в кино, и Владимир Рапопорт был счастлив. Он надеялся, что они навсегда останутся жить в его любимом и таком родном городе.
Но Лидия Николаевна начала понимать, что прекрасный Ленинград – не ее город. Ее тянуло в шумную и грязную Москву.
"Ленинград – это музей, в который я могу приходить с удовольствием, с радостью, волноваться, переживать, хотеть там быть, но не жить."
При первой же возможности Лидия Смирнова уехала в Москву, где ей дали небольшой угол в 12 метров. У Владимира Рапопорта был выбор: жить в московском "шалаше", но с Лидией, или одному в ленинградском трехкомнатном "дворце". Победила любовь. Бросив все, Рапопорт уехал вслед за женой.
В Москве все складывалось удачно. Лидия Смирнова блистала на сцене Театра-студии киноактера, у нее были съемки в кино. За Смирновой продолжали ухаживать мужчины, среди которых был поэт Сергей Михалков, но ни во что большее это не перерастало. Лидия любила только Рапопорта.
Владимир Рапопорт стал для Смирновой не просто мужем – всем. У них была настоящая любовь. А потом в Театре киноактера появился режиссер Лев Рудник, и в жизни Лидии Смирновой начался кавардак.
Жестокий роман
Лев Рудник был небезызвестным талантливым театральным режиссером. В Ленинграде Рудник занимал должность директора и художественного руководителя Большого драматического театра, откуда его со скандалом уволили за аморальное поведение и многочисленные любовные похождения. Скандал удалось замять, но остаться в Ленинграде Льву Сергеевичу не разрешили. Так он оказался в Театре киноактера.
В Москву за Львом Рудником отправилась жена, которая ни сколько не помешала режиссеру начать ухаживать за Лидией Смирновой... И еще несколькими актрисами. Удивительно, но все отвечали ему взаимностью. Рудник просто магическим образом действовал на женщин.
"Роман этот доставил мне много страданий и отнял много сил. У меня всегда были романы громкие, а уж этот... Я вспоминаю те годы, как нескончаемо долгую болезнь"
Слухи о романе Лидии Смирновой с Рудником ползли по театру, а со временем распространились за его пределы. Льва Рудника уволили и исключили из партии. Ему снова пришлось забыть про свои театральные романы и уехать в Ростов.
Смирнова страдала, бегала хлопотать за Рудника в ЦК, но ничего не помогло, а об этом романе донесли Владимиру Рапопорту.
Сначала Рапопорт предостерегал жену: "Рудник – бабник и альфонс". Он надеялся, что Смирнова образумится. Время шло, а Лидия Николаевна продолжала любить и мучаться. Ей рассказали, что она – далеко не единственная, кому Рудник клялся в вечной любви. Смирнова была раздавлена, но, когда Лев Сергеевич пригласил ее поехать с ростовским театром на гастроли, она тут же купила билеты.
На гастролях Смирнова и Рудник гуляли, он снова говорил о своей любви и звал Лидию замуж, а потом убегал на встречу с очередной девушкой. Тогда Лидия Смирнова решила поставить точку. Она уехала в Москву и написала письмо, в котором высказала Льву Руднику все, что о нем думает. Ответ получила достаточно быстро.
"Нет, он ни в чем не оправдывался. Наоборот, во всем винил меня. Это я не захотела, чтобы мы были вместе, это я его бросила, я его недостаточно любила, я во всем виновата." – вспоминала Лидия Смирнова.
Она осталась одна в своем маленьком московском углу. В театре ее травили и ненавидели. Все хотели, чтобы Илья Рудник снова возглавил Театр киноактера и обвиняли во всем Смирнову. Владимир Рапопорт собрал свои вещи и вернулся в Ленинград, а Лев Рудник женился на девушке, с которой встречался на гастролях.
В то время Смирнову спас кинематограф. Когда ей предложили сыграть роль Смайды в фильме "У них есть Родина", Лидия Николаевна сразу же согласилась. Она уехала в Одессу на съемки и с головой ушла в работу.
У образа Смайды был реальный прототип – женщина в западной зоне Германии, которая спасала советских детей. За эту роль Лидия Смирнова получила Государственную премию, и она стала одной из самых драматичных и пронзительных в карьере актрисы.
После съемок Лидия Смирнова, как побитая собака, поехала в Ленинград вымаливать прощение у Владимира Рапопорта. В ней уже не осталось любви, а был только ужасный страх навсегда остаться одной. Рапопорт ее простил и принял.
"Две жизни" и Константин Воинов
Последней любовью актрисы Лидии Смирновой стал режиссер Константин Воинов. К моменту их знакомства за плечами Воинова была работа актером и режиссером в нескольких московских театрах, немилость Сталина за одну из постановок, неуверенность в себе, но темперамент и напор в профессии.
Константин Воинов искал актрису на главную роль в фильм "Две жизни", и кто-то из знакомых посоветовал ему Лидию Смирнову. Воинов ничего не знал о ней, как об актрисе (его страстью в то время был театр, а не кино), но вспомнил об ее отзывах на спектакль, поставленный им в Театре-студии киноактера. Всем, кроме Лидии Николаевны, спектакль Воинова понравился, а она ругала его на чем свет стоит. Константин Наумович задвинул подальше свою гордость и ради дебютного фильма решил рискнуть. Он предложил Смирновой почитать сценарий.
Они встретились в тот период жизни Смирновой, когда она всерьез собиралась завязать с кино и посвятить всю себя сельскому хозяйству. Лидия Николаевна даже поступила на курсы по подготовке руководителей колхозов, но сценарий фильма "Две жизни" не дал этим планам осуществиться.
Когда Смирнова увидела роль "Жучки", ее словно окатили холодной водой. Она ждала ее всю жизнь! Пробы Лидия Николаевна прошла удачно, и ее утвердили на роль торговки-спекулянтки "Жучки" – Нонны Павловны. До конца жизни Лидия Смирнова считала ее лучшей в своей фильмографии.
В фильмах Константина Воинова Смирнова сыграла выдающиеся роли, среди которых особенно выделяются две: сваха Акулина Гавриловна в "Женитьбе Бальзаминова" и Мария Александровна Москалева в "Дядюшкином сне".
"Там мои чернобурки, а что я без чернобурок?"
Эта история произошла еще осенью 1941 года, когда поезд с кинематографистами, в числе которых была и Лидия Смирнова, ехал в эвакуацию в Алма-Ату. По дороге состав начали бомбить, поезд остановился, и все врассыпную побежали в лес.
Смирнова спряталась за поваленное дерево, а рядом с ней была женщина, которая весь путь до леса тащила за собой огромный чемодан и пришептывая повторяла: "Там мои чернобурки, а что я без чернобурок?".
Спустя много лет Лидия Николаевна репетировала сваху из фильма "Женитьба Бальзаминова" и очень мучилась: никак не могла придумать манеру разговора. Режиссер Константин Воинов злился, спрашивая: "Ну как же она все-таки говорит?"
"Я и пищала, и хрюкала, и картавила, и вдруг вспомнила эту женщину, ее шепелявое: «Что я без чернобурок?» И когда стала говорить: «Я никогда не закусываю, я этой глупой привычки не имею…» – пришепетывая, мне вдруг стало так удобно"
В день премьеры "Женитьбы Бальзаминова" зрителей оказалось больше, чем зал кинотеатра "Россия". Все ожидали чего-то фееричного, яркого и веселого, и они это получили. Правда, нашлись те, кто картину ругал и обвинял в легкомысленном отношении к классике. Но роль Лидии Смирновой покорила всех.
"Смирнова точнее и тоньше других исполнителей поняла режиссерский замысел. Она не играла абстрактный капустник: она помнила, что это – Островский. Но играла не столько Островского, сколько – в Островского. Это была стопроцентная удача, абсолютно «раскрепостившая» актрису»", – писали критики.
"Тридцать семь лет жизни я воровала свое счастье..."
Поначалу к их роману Смирнова не относилась всерьез, ей нравился сам факт влюбленности. Как говорила Лидия Николаевна: "становится интересно работать, появляется азарт, увлеченность".
Вот только Константин Воинов ненавидел и не понимал двух вещей в жизни: несерьезности и вранья. О своих чувствах к Смирновой он тут же рассказал жене и требовал взамен того же, но Лидия Николаевна тянула. Она уже не могла жить без Воинова, но все еще помнила, как много лет назад ранила Владимира Рапопорта. Она просто не могла сделать этого снова. А потом Рапопорт заболел. Врачи думали, что у него язва желудка, сделали операцию – оказалось, рак.
Лидия Смирнова была рядом, когда Владимир Рапопорт узнал о смертельной болезни и выяснила, что врачи давали ему максимум два года. Смирнова сделала все, чтобы продлить ему жизнь, а Рапопорт медленно угасал.
Он не знал, сколько лет ему оставалось и решил сделать жене последний подарок. Уже смертельно больной, оператор Владимир Рапопорт стал режиссером и вместе с Михаилом Жаровым приступил к съемкам фильма "Анискин и Фантомас". В роли продавщицы сельского магазина блистала Лидия Смирнова.
Фильм "Анискин и Фантомас" вышел на экраны в 1974-м, а спустя год Владимира Рапопорта не стало. Лидия Смирнова жила в больнице, где последние 7 месяцев жизни находился ее муж, а, когда Рапопорт умер, она контролировала каждый шаг и не отходила от резчика, когда он делал памятник на могилу.
"Воинов не способен был понять, почему я не оставила мужа: значит, я не по-настоящему люблю. Считал, что, любя, всё можно пережить, перебороть все трудности, а я его предала..."
Лидия Смирнова так и не стала женой Константина Воинова, но была связана с ним 37 лет. Они не могли жить вместе, но и представить себе жизни друг без друга тоже не могли. Все эти годы, по словам Лидии Николаевны, она "воровала свое счастье".
Лидия Смирнова помогла Константину Воинову и его семье получить новую квартиру. А потом у Воинова обнаружили лейкоз. Эта новость Смирнову просто раздавила, но она не привыкла сдаваться. Лидия Николаевна доставала лекарства, искала врачей и каждый день ухаживала за своей последней любовью.
Режиссер Константин Воинов умер в 1995 году. К тому моменту Лидии Смирновой исполнилось 80 лет, и она осталась совсем одна.
"Каждый испытывает боль, потеряв близкого человека. Константин Наумович – моя жизнь, мое творчество. Он сделал меня актрисой, если считать, что я актриса. Я знала, что была ему нужна. Мы были вместе тридцать семь лет. Я осиротела…".
Лидия Николаевна до конца жизни была полна энергии и все так же влюбчива. Когда ей было далеко за 80 лет, она легла в больницу и... влюбилась в хирурга, который ее лечил.
Только на свое 90-летие с грустью в глазах, но со свойственным ей юмором произнесла: "Знаете, я поняла, что ко мне действительно пришла старость. Вчера на банкете в Доме кино ко мне впервые в жизни не подсел ни один мужчина..."
Несмотря на преклонный возраст, Лидия Смирнова продолжала сниматься в кино. Последней ролью актрисы стала Ираида Антоновна в дилогии "Наследницы".
Лидии Смирновой не стало 25 июля 2007 года. В тот день была годовщина смерти Исаака Дунаевского, который в 1940 году подарил Смирновой прекрасную песню "Моя любовь" и называл эту талантливую актрису "Солнцем".
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.